Александр Рудин: Романтизм от восхода до заката

Автор: | 28.03.2012

Выдающемуся музыканту Николаю Петрову посвящается

Что: Новая программа маэстро Рудина и Московского камерного оркестра «MUSICA VIVA»
Где: Москва, Концертный зал им. П.И. Чайковского
Когда: Суббота, 14 апреля, 19:00

Александр Рудин – художественный руководитель и дирижёр Московского камерного оркестра «MUSICA VIVA» приглашает постоянных и новых слушателей оркестра на свою новую концертную программу «Романтизм от восхода до заката».

Маэстро Рудин известен «собирательством» музыкальных редкостей. На сей раз публике будут представлены малоизвестные (может быть, правильнее сказать, редко-исполняемые) произведения Мендельсона, Листа, Шумана и Штрауса.

Мне, не музыканту, сложно назвать причину, по которой те или иные прекрасные произведения уже известных авторов исполняются редко или не исполняются вовсе. И  не понять,  почему так редко (можно сказать, никогда) звучит одно из последних сочинений Рихарда Штрауса – «Метаморфозы».

Время звучания этого сочинения Штрауса, чуть более 30-ти минут. По моим «слушательским» ощущением, это как раз тот отрезок времени, который позволяет полностью погрузиться в музыкальное повествование, пропитаться звукам, отрешиться от реальностей, прочувствовать и понять. В  30 с небольшим минут «Метаморфоз» Штрауса вместилось многое. Видимо, сыграли свою роль события того времени, напрямую «бившие» и композитора.  Работа над этим сочинением началась в 43-м и совпала со временем разрушения Мюнхенского оперного театра, занимавшего в судьбе композитора особое место.  Окончание работы над Метаморфозами пришлось на 45-ый год…именно в тот год сгорела Венская опера — другой знаковый для композитора объект. «Метаморфозы» Рихарда Штрауса удивительный пример того, как может музыка вобрать в себя и перенести через поколения события и настроения целой эпохи. Разочарования, надежды и потери породили невероятное по эмоциональному строю сочинение. И  это, на самом деле, прекрасное сочинение  Великого автора сегодня, в программах даже очень прогрессивных коллективов, почти не встречается (специально попробовала поискать и нашла только в концертной программе Гергиева, и то, двухлетней давности) .

Особо отмечу момент, который, без сомнения, придаст особое настроение концерту 14 апреля. Своё выступление маэстро Рудин и его музыканты посвящают выдающемуся пианисту Николаю Петрову, чей день рождения приходится на 14. Оркестр «Musica viva» на протяжении многих лет сопровождал выступления легендарного фортепианного дуэта Николай Петров и Александр Гиндин. Вместе они исполнили немало программ, посвященных двухрояльным концертам семейства Бахов и В.А.Моцарта. Именно в память о Маэстро в программу вечера включены фортепианные опусы Шумана и Листа.

И последний довод в пользу необходимости быть 14-го апреля в Концертном зале им. Чайковского – в концерте примет участие молодой, но уже очень популярный пианист Александр Мельников. Именно ему достались сольные партии в Allegro appassionato (Концертштюк) для фортепиано с оркестром Шумана и «Malediction» для фортепиано с оркестром Листа.