V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МСТИСЛАВА РОСТРОПОВИЧА

Автор: | 16.03.2014

Ростропович Вишневская

«Лучшее, что я сделал в жизни, – сказал однажды маэстро Ростропович, – это, наверное, даже не музыка, а письмо в «Правду» – с этого момента моя совесть была чиста».

 

Да. Конечно, мы знаем и помним Ростроповича не за то письмо в «Правду», но поступок и в самом деле прекрасный, честный и смелый. Сегодня это как-то особенно «выпукло», что ли…

Знаю два памятника этому Мстиславу Ростроповичу — сдержанный, строгий и скромный, спроектированный его любимой женщиной, на Новодевичьем. Помню, при взгляде на него, подумалось — так, «без лишних слов», понимают друг друга по настоящему близкие люди.

И конечно, памятник работы скульптора Рукавишникова — Брюсовом переулке.

На Новодевичьем бываю не так, чтобы часто. Через Брюсов прохожу чуть не каждую неделю, а то и чаще и хоть на секунду-другую, да притормаживаю. Голуби, цветы и прохожие, снимающие друг друга у памятника. Как-то летом наблюдала уютно примостившегося в ногах музыканта кота. Сидит такой, намывается и время от времени посматривает по сторонам. В другой раз наблюдала целующуюся парочку с прислонёнными к постаменту футлярами. Нравится мне этот памятник, и нравится место. Думаю, и Мстиславу Леопольдовиу и памятник, и место, и кошак и уж тем более, парочка, очень бы понравились.

Но память может быть не только камнем, бронзой, стихами, словами. Вот дочь музыканта, Ольга Ростропович, обратила память в такую прекрасную историю, как музыкальный фестиваль — Международный Фестиваль Мстислава Ростроповича. Ежегодный.

Сама Ольга Мстиславовна всячески подчёркивает, что Фестиваль этот ни в коем случае не в память и не в честь её великого отца, а «именно его фестиваль; это люди, которых он любил, артисты, которых он уважал, качество, которое он всегда требовал от всех, и в первую очередь от себя».

В четырёх прошедших фестивалях Ростроповича приняли участие 19 оркестров — симфнических и камерных, 6 хоров, более 60 солистов…и каждый фестиваль — премьеры и музыкальные раритеты. Если же говорить об уровне исполнителей и исполнения, то достаточно вспомнить, что планкой мастерства служит имя Маэстро, а гарантом — его дочь.

Кого увидим и услышим в этом году?

С 27 по 31 марта концерты Фестиваля пройдут в Большом зале консерватории
27 марта — Оркестр Лондонская Филармония под управлением Эсы-Пекки Салонена исполнит две симфонии — Третью Бетховена и Пятую Сибелиуса.

28 марта — всё тот-же Оркестр Лондонской Филармонии под управлением Эсы-Пекки Салонена выступит с программой, посвящённой Дмитрию Шостаковичу — Учителю маэстро Ростроповича.
В программе опера-буфф «Оранго». Прошло десять лет с того времени, как рукопись этой незавершённой оперы была найдена в рабочих архивах Дмитрия Шостаковича. И вот, российская премьера Учителю от Ученика.
Во втором отделении Четвёртая Симфония Шостаковича.

29 марта — Фестиваль продолжит Российский Национальный оркестр и его художественный руководитель, дирижёр и солист Михаил Плетнёв

30 марта — Филармонический оркестр Радио Франции и одна из лучших пианисток нового поколения, Пламена Мангова (Болгария).

31 марта — выступление лауреата премии Грэмми, блестящего норвежского виолончелиста Трулса Морка.

С 3 апреля Фестиваль переместится под своды Концертного зала им. П. И. Чайковского

3 апреля — встреча со Симфоническим оркестром Штутгартского радио под управлением Стефана Денева и скрипачом из Дании, Николаем Цнайдером

4 апреля — Военный реквием» Бенджамина Бриттена, близкого друга Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. В исполнении примут участие выдающиеся солисты Александрина Пендачанска, Иин Бостридж, Маттиас Герне.

5 апреля — московский этап Фестиваля завершит оркестр Владимира Юровского и лауреат международных конкурсов и престижных международных премий, американский пианист Николас Ангелич. Но это только окончание московского этапа — продолжится фестиваль в Оренбурге, в городе, много значившем для семьи Ростроповича.