Re: на фестиваль органной музыки «Золотой век»

Автор: | 24.10.2013
10276171984_f6fa952db0_bВпервые услышала орган в детстве, кажется, ещё и в школу не ходила. Началось с виниловой пластинки с записью из Домского собора – Евгения Лисицына исполняла Баха, Моцарта и Регера. Мало что музыка показалась строгой и таинственной, так ещё и на конверте от пластинки непонятное сооружение и загадочная надпись по латыни. Помню, что слушая ту пластинку и разглядывая конверт от неё, представляла полчище рыцарей-музыкантов с огромными трубами, и всё не могла поверить, что так может играть один человек. В детстве легче верить в сказки, чем в такие «сверхвозможности» человека. И всё не могла представить, какой он, этот орган.

Как же много лет прошло с той поры….А вспомнилось оно всё, пролетело пёстрой лентой, чередой цветных картинок, когда сидя на деревянной скамье, укутанная в чуть глуховатые звуки, разглядывала взмывающего в прекрасные голубые выси Христа и скульптуры святых. Вечер пятницы. Я – в Храме Св. Людовика, что на Малой Лубянке 12. Идёт очередной концерт фестиваля органной музыки. Кто-то невидимый играет сочинения Баха.

В отличии от концертных, орган Храма установлен где-то вверху, за спинами слушателей, сидящих лицом к алтарю, и потому — не видим. По ощущениям, «гудят» сами стены Храма, и звук при этом вдруг обретает невидимую, но ощутимую плоть (массу? консистенцию? – не знаю, как сказать правильно). Ещё немного, и приходит новое ощущение, что звук проникает внутрь организма и что гудит уже само тело. Получается, что музыка есть ты, а ты – есть музыка. Это, на самом деле, как-то очень медитативно, особенно, для таких особ, как я (в смысле, легко погружающихся в транс)

Потому ли, что программа такая, или прочтение такое, но Бах в этот раз какой-то умиротворяющий.  А может, это особенность органа , построенного в 19-м веке французской компанией Beushet Debierre? Не знаю…чтобы понять это, надо, наверное, больше и чаще слушать, чтоб было что и с чем сравнивать.  Так что, я не задаюсь поиском ответа на этот вопрос, а просто принимаю, как факт — здесь, сегодня, этот Бах — действует успокаивающе.

Ещё наблюдение – при всей объёмности звука, заполнившего собой пространство Храма, не сказала бы, что он громкий. Моментами даже слышно дыхание и робкое шуршание программки, доносящееся откуда-то сзади. Надо сказать, что публика собралась чуткая и тактичная – за весь концерт ни один телефон не пиликнул, никто не шептался, не ворочался, не вскакивал с места, а ведь и  дети здесь же сидели.

Но что вовсе вызвало волну благодарности ко всем и к каждому, так это то, что все, даже и без предупреждения со стороны ведущего концерт Тимура Досаева (титулярный органист Храма) догадались, что в Храме лучше обойтись без промежуточных аплодисментов. Просто сидели и слушали.….нет, лучше сказать –  внимали, в этом будет больше правды.

Бах (который Иоган Себастьян) написал больше 1000 сочинений. Сожалею, но я не из тех, кто заслышав, тут же различит каждое среди прочих. Скажу больше, именно у Баха многие мне слышатся похожими одно на другое.Для себя его музыку различаю «по настроениям». Та, которая с пластинок из моего детства, звучала грозно и строго и заставляла меня даже  от страха кутаться в мамин платок.

А вот когда летом слушала органный концерт в Кусково (тоже фестивальный, и всё той же Елены Приваловой…даже и музыканты были те же ) — так та программа звучала легко и беззаботно, и настроением очень подходила  к летнему вечеру в старинной усадьбе.

А  в этот  октябрьский вечер солисты Капеллы «Золотой век» – Александр ЛИСТРАТОВ (барочная виолончель), Мария УСПЕНСКАЯ (клавесин) и Алексей ШЕВЧЕНКО (орган), играли что-то философское.  Мысли о прошлом, настоящем и будущем плавно переплетаясь, выстраивались в чёткую структуру. Планы вдруг обрели ясность, пришли некоторые решения. Ещё раз – это очень близко к медитативному…возможно, это форма европейской медитации?

Вышла с концерта успокоенный. По ощущениям, словно после хорошей такой прогулки по парку. Словно щедро так глотнула кислорода.

А уже завтра (25.10.2013) последний день фестиваля органной музыки в Храме Святого Людовика. Закроется он программой «СВЯЗЬ ВРЕМЁН», в которой прозвучит музыка Иогана Себастьяна Баха, Иогана Готфрида Вильгельм Пальшау, Иогана Вильгельма Хертеля и Иогана Фёдоровича Гедике.

Исполнители:
Барочная капелла «ЗОЛОТОЙ ВЕК», художественный руководитель Александр Листратов
Солисты:
Александр ЛИСТРАТОВ – барочная виолончель
Мария УСПЕНСКАЯ – орган, клавесин
Алексей ШЕВЧЕНКО – орган
Елена ПРИВАЛОВА – орган

А после концерта, титулярный органист Храма Святого Людовика – Тимур Досаев – покажет всем желающим старинный орган и расскажет о его строении и регистрах.
Билеты можно заказать по телефону телефону (495) 642 59 91
Стоимость билетов от 400 до 1000 рублей, детям вход свободный.

На всякий случай, запишите телефон Храма — 8-915-142-54-30. По нему вы сможете уточнить о наличии билетов на завтра или о концертах в другие дни.

ps: к сожалению, на заключительном концерте быть не смогу,  но  договорились с Тимуром Досаевым и Еленой Приваловой о встрече с подробным рассказом о Храме, органе, о планах фестиваля на будущее… так что, продолжение следует…