Re: на «Хоакина Мурьета» Алексея Рыбникова

Автор: | 16.06.2014

1-Хоакин Мурьете-001

На сцене Театра Вахтангова прошли показы «Хоакина Мурьеты» — обновлённой версии легендарной рок-оперы.

К театру подошла чуть не за час. На Москву в тот вечер обрушился ливень, от которого спряталась в кассе театра. Народу в кассу набилось много. По излюбленной привычке присматриваюсь и прислушиваюсь –  любопытно. Кто постарше, вспоминают Ленком и в целом сходятся на том, что ни Абдулова, ни Караченцева никому не переиграть. Кто помоложе восторгаются недавней (пост-ленкомской) постановкой «Юноны и Авося» и гадают, каким же будет мексиканец  из «такого белого Зиброва».

Вот и третий звонок. Народу много. Похоже на аншлаг, что удивляет и  радует — июнь не самое удачное время. Публика неоднородна — представлены практически все срезы. Здесь и гнусаво-прыщавые подростки, и небритые мужчины с забранными в хвосты немытыми волосами  «я весь такой рокер». А также, от гламурных девиц, до пышнотелых дам в шляпках и с веерами. И гул стоит такой приятный — истинно театральный.

Впечатления. Опасения услышать «перепев» постановки Ленкома или (ттт) вместо одной из лучших рок-опер модный мюзикл (второго варианта боялась даже больше «перепева») оказались пустыми. Забегая вперёд, предреку новому «Хоакину» долгую сценическую жизнь. Надеюсь, во многих лицах, от многих режиссеров и на многих  площадках (и не обязательно только российских — пусть идёт дальше).

В новой версии много больше музыки. И музыки прекрасной! Такой, что  даже вполне могла бы быть сама по себе — без актёров, танцев и декораций.

Не поручусь за свою музыкальную память, но показалось, что главная тема сохранена. Только теперь она выросла, обрела объём и силу. Вопреки моим ожиданиям, не было инструментальной группы и тем более оркестра – использовалась минусовка, но минусовка качества совершенно фантастического…. Звук шикарный – чистый, ясный и сочный. Мощный, но не оглушающий, а накрывающий с головой… ощущение, что он и вокруг тебя, и в тебе…Сидела от сцены достаточно далеко, да ещё места передо мной занимали все такие, «супер-лонги», за спинами которых детали сцены рассмотреть не могла. Но не было по этому поводу никаких переживаний — закрывала глаза и балдела только от того, что и как звучало. Богатейше написано… не отказалась бы послушать ещё и в чистой записи, совсем без слов. Или – не в записи, а в живом исполнении.

Прекрасны также хоры и арии героев. И стихи Юлия Кима. Сейчас жалею, что забылась и не включила диктофон — убогая память подвела, не могу вспомнить слов и что-то процитировать. Но кто помнит «Тиля» (всё тот же Ленком), «Ноя» в постановке Товстоногова (Театр Станиславского), да и другие работы поэта, тот поймёт о чём я. Юлий Ким из тех, кто умеет о сложном говорить просто, а о красивом без вычурного «украшательства». Остался мастер слова себе верен и в «Хоакине».

Хореография. Высший пилотаж! Такая органичная, понятная, техничная и в то же время, читаемая хореография встречается редко. Мы с подругой враз дружно вспомнили другого мастера, Дружинина. И немедленно полезли в программки проверить, кто же ставил танец здесь, в «Хоакине» — Жанна Шмакова. Очень и очень хорошо. Убедительно. Записала себе посмотреть другие работы Жанны (нашла её в в театре «Et Cetera»).

Декорации в виде изменяемых в ходе действия конструкций в считанные мгновения создают новые перспективы. Только что это была огромная площадь, а вот уже горы. То это огромный корабль с сотней мексиканцев, ещё мгновение — пограничный пост, а вскоре — поселение с тавернами и домиками золотоискателей.

В общем, всё, что касается музыки, текстов, хореографии и даже декораций — великолепно и безупречно.

С исполнительской стороны не всё так гладко, но это театр,  здесь не бывает всегда одинаково ровно и гладко. Показалось, что есть ощутимая разница в исполнении первого и второго акта. Размышляла, почему так могло получиться и  есть у меня предположение. Более живое, более острое, драйвовое и жёсткое исполнение второго акта можно объяснить тем, что актёрам легче понять героев (в первую очередь, главного — Хоакино) в самый острый и драматичный момент его жизни. Трагедия Хоакина вызывает в актёрах такое сочувствие и такую подлинную злость, что температура происходящего немедленно поднимается на точку кипения. Практически у каждого из нас, а уж у актёров, как у людей сверх эмоциональных непременно, была в жизни своя боль, возможно, связанная с потерей кого-то очень любимого…потому драматизм, даже трагизм этой  ситуации очень понятен и «включить манок» в ней много проще.

А вот найти в себе отклик тому, что происходит в первом акте, уже сложнее. Но без вживание в состояние людей, покидающих родной берег, отправляющихся каждый за своим, не передать драйва происходящего. Каждый из них отправился в дальний путь за чем-то своим — кто то за богатством, кто-то за славой. Или от своего — от  тюрьмы, от нищеты (за богатством и от нищеты, совсем не одно и то же). Им, таким разным и с такими разными целями на одном судёнышке посреди океана, одинаково одиноко и страшно. А одиночество и страх мы часто прячем за бравадой. Это есть в хореографии Жанны Шмаковой, но этого нет, или, почти нет у людей на сцене…по крайней мере, до сидящих в последних рядах амфитеатра в первом акте не долетало.

А ведь здесь первая возможность противопоставить Хоакина всем прочим. Он же изначально такой же как все, но ему повезло, он встретил на корабле девушку, в которую только-только влюбился на берегу…и вот уже он не одинок и ему есть с кем поделиться страхами и о ком позаботиться. Вот почему он не такой как все остальные, вот почему к нему все вдруг начинают тянуться. И все, пусть не могут объяснить этого словами, это чувствуют и немного завидуют. Завидуют, но зависть та добрая. Понимаете, он не супермен, но у него есть любимая женщина….он чувствует себя необходимым, он опора…

Пока это не понять и не прожить, будет история о подростках…будет в первом акте почти мелодрама а-ля Голливуд (у меня это ругательство), и вдруг, не понятно почему и с чего, во втором — трагедия.

И с образом героини не очень согласна. Всё в ней  вроде хорошо… но где, скажите, характер? Понимаете, девушка, способная решиться на такой шаг — оторваться от дома, от семьи, от традиций и отправиться с компанией молодых и здоровых мужчин в дальний путь, это девушка ого-го с каким характером! Это должна быть такая девушка-зажигалка….тот же Хоакин не просто так на том празднике из всех прочих углядел её….

Конечно, милая, нежная, трепетная и утончённая тоже возможна. Но думаю, такая, всё же, сидела бы дома. Мне возразят, что там у неё такая минорная партия… Незадолго до «Хоакина» было у меня интервью с певицей и оперным режиссёром из Каталонии и приводила она пример того, что минор, что есть много испанских песенок, которые в миноре, но на самом деле они весёлые и о счастье…и что важно, чтобы оперные певцы умели это различие передавать…через актёрское мастерство. И отмечала, что наши певцы отличаются блестящими голосами, но уступают европейцам в драматическом искусстве — не научены работать над ролью. Мне тогда было обидно её слушать, но позже и вот после премьеры того же «Хоакина» поняла, что в словах её много правды.

Возвращаясь к героине, хочу пройтись ещё по одной сцене, наверное, самой драматичной. Местные ублюдки решают отомстить Хоакину, приходят к нему в дом и насилуют его беременную жену. Сцена напряжённая, очень и очень тяжёлая, но выполнена тактично и (спасибо), без лишних подробностей. Вот только сопротивление героини я вижу более яростным. Она беременна, намерения подонков прозрачны…..мне трудно представить мать (и будущую мать тоже) не защищающей своего детёныша. Сцена только бы выиграла, если бы мы увидели яростное сопротивление, если бы героиня схватила ведро, дрын, таз, вцепилась в насильников зубами и когтями. Она — героиня! Она — вторая половина лучшего из мужчин и носит в себе его ребёнка! Ну не могла она сдаться негодяям почти без боя, какой бы святой не была….

Впрочем, надо признать, что даже и как было, всё равно сидящих в зале проняло…многих — до слёз. Только слёзы вызвать не так уж и сложно.

Но говорить о том, что показалось не так, не получилось — надо. — здесь процесс «отладки и роста» нескончаем. И всё же, первому действию не хватило какого-то драматизма или драйва…. не знаю, даже, как это объяснить. Вот, к примеру,отправляется в путь корабль, на борту которого, можно сказать, цвет нации — сильные, здоровые и дерзкие молодые люди. Их переполняют надежды и мечты. Они же едут за золотом и славой, уверенные, что всего этого у них будет в избытке. Это всё есть в музыке, это есть в хореографии….но — нет этого в их глотках. Не бьёт от них током. И это как-то даже странно…. ощущение, что в музыке одно, а люди на сцене решают какие-то другие задачи.

Вот герой вспоминает девушку, с которой познакомился на свадебном маскараде и — вот ведь,Чудо! Она — ЗДЕСЬ, на корабле! Вы можете только представить? Поставьте себя на место молодого человека, у которого, мало что впереди, новая земля, с которой все надежды, так ещё и подарок судьбы какой — девушка, которой он уже грезит, здесь, с ним рядом!

И с образом героини не очень согласна. Нет, в ней всё, вроде, хорошо, но где характер? Понимаете, девушка, способная решиться на такой шаг — оторваться от дома, от семьи, от традиций и отправиться с компанией молодых и здоровых мужчин в дальний путь, это девушка ого-го с каким характером! Она же — зажигалка!…. и точно должна быть под стать своему возлюбленному Хоакину. А мы видим милую, нежную, трепетную, утончённую. Да такая бы точно сидела дома! Не буду настаивать, возможно, я и не права, но мне показалось, что есть здесь некий диссонанс. Я бы добавила героям немного силы уже в первом действии.

Второе действие было более жёстким и может оттого более чётким по ритму. Здесь, пожалуй, некоторое несогласие (у меня) было в отношении сцены, где местные ублюдки в отместку герою насилуют его молодую жену. Сама сцена очень напряжённая, но выполнена очень тактично, без ненужных подробностей. Вот только сопротивление героини я вижу более яростным. Она беременна, намерения подонков прозрачны…..мне трудно представить мать (и будущую мать тоже) не защищающей своего детёныша. Сцена только бы выиграла, если бы мы увидели яростное сопротивление, если бы героиня схватила ведро, дрын, таз, вцепилась в насильников зубами и когтями. Она — героиня! Она — вторая половина лучшего из мужчин и носит в себе его ребёнка! Ну не могла она сдаться негодяям почти без боя, какой бы святой не была….

Впрочем, надо признать, что даже и как было, всё равно сидящих в зале проняло…многих — до слёз. Только слёзы вызвать не так уж и сложно.

Очень мощный в спектакле финал, читать который можно было как надежду на светлое будущее….а можно было прочитать и так, что герои приходят и уходят…уходят порой трагично, а не герои — живут….и вот эта неоднозначность торкнула, так, что прямо накрыло…а так ведь и есть….а может, всегда только так и было?

Не могу не сказать несколько слов про Николая Дроздовского — ДЬЯБЛЕРО (Смерть)….впрочем, довольно одного — ПРЕКРАСЕН! Нисколько не похож на Караченцева, а всё равно — хорош. Отрицательные персонажи, всегда, конечно, особенно интересны…но здесь хорош, без каких либо скидок.

И на вопрос, смотреть ли песнь о Хоакино Мурьете, отвечу — СМОТРЕТЬ. Если будет такая возможность.

PS: На самом деле, надеюсь, что моё «критиканство» вас не остановит. Будет возможность – идите! Знаете, когда слушаешь и смотришь много и часто, да ещё с прицелом, что тебе после об этом писать, взгляд и восприятие несколько предвзяты. Да и театр, это такой живой организм, который  развивается и совершенствуется. И актёры, даже если бы сильно того захотели, не могут от спектакля к спектаклю 100% соблюдать заданный режиссёром рисунок – живые они. Просто есть постановки, заведомо пошлые или неумные, пошлость и неумность которых даже не требуют доказательства. Вот если предупредили о таком, тут уж пойти на них – глупость и верх безрассудства. Время ведь невосполнимый ресурс, зачем же тратить его на чужие глупости, да ещё и платить при этом? А есть постановки и события, которые, по определению, войдут в историю. Не посмотреть которые, как минимум, будет обидно.  «Хоакин» Алексея Рыбникова, конечно, из этой самой категории.

Музыка – Алексей Рыбников
Либретто – Алексей Рыбников
Автор текстов стихов – Юлий Ким
Режиссер – Александр Рыхлов
Хореограф – Жанна Шмакова
В главных ролях: ХОАКИН – Павел Зибров, РОСИТА – Александра Акманова ДЬЯБЛЕРО – Николай Дроздовский