В Другие миры с Рабинович-Бараковским (1)

Автор: | 22.01.2014

03-рабинович1
С  творчеством этого музыканта и  композитора познакомилась чуть не накануне  встречи с ним в концерте  фортепьянного цикла Алексея Любимова.

Кстати, рекомендую,  «Композиторы и пианисты рассказывают свои истории» — один из самых интересных на сегодня авторских циклов, концерты которого проходят в  Рахманниновском зале Московской консерватории и собирают очень приятную публику — умную, чуткую, с преобладанием молодёжи.  К рассказу об этом цикле постараюсь вернуться, но как-нибудь позже. Сегодня мой герой Александр Рабинович-Бараковский.

Прочитав о нём у Антона Батагова, отправилась на поиски музыкальных примеров. Нашла в сети что-то из раннего. Поделилась после со знакомыми — кто принял спокойно, кто зашёлся в восторге. У меня осталось ощущение ветра, холодной волны, ночного и ранне утреннего моря, скал.

Удивило, как один из моих знакомых, человек очень тонко чувствующий, написал — «Интересно, что многие его вещи ассоциируются с чем-то вроде бодрого ночного восхождения на священную гору Синай («Вечный зов 3»), когда восходящий находится в предвкушении чего-то таинственного и необыкновенного. КОГДА НАКОНЕЦ С ВОСТОКА, над священной рекой Иордан начнёт неспешно подниматься солнце. БОДРЫЙ ШАГ ОТЧЁТЛИВО прослушивается. Впрочем, Рабинович, кажется сверхмеры, увлекается такими вот «бодрыми шагами-восхождениями» чуть ли не в каждой своей пьесе. То ли это отражение черты его характера (ходить, размахивая бодро руками), то ли «штамп» — приём, на который он, за неимением иных оригинальных приёмов постоянно делает ставку.»

Меня такое подробное описание зацепило. И хоть в целом оно не слишком «одобрительно» (чего только стоит довольно обидное для любого художника слово «штамп») и несколько расходится с тем, что услышала я, но в чём-то ведь и совпало…кажется, в главном — чуть не на физическом уровне передаётся движение.  Как бы ни было, решила, что  надо быть на его концерте непременно.

По времени пришла к началу репетиции. В соседнем зале уже кто-то играл и ходили туда сюда люди, в Рахманиновском же даже не горел свет. Достала книгу, села, читаю, время от времени поднимая голову посмотреть на входящих. Кого ожидаю увидеть? Ну, кого-то, подходящего к описанию — «бодро шагающего и размахивающего руками». Появляется некто седовласый и седобородый, немного сутулый, в долгополом пальто и шапке ушанке — тянет за собой сумку на колёсиках. Немедленно понимаю, что это. Дежурная преграждает дверь — «На концерт ещё рано, там никого». Наблюдаю. Р-Б выглядит несколько смущённым и оглядевшись по сторонам, еле слышно говорит что-то вроде «мне туда надо». «Зачем?» — ещё строже вопрошает дежурная. Решаюсь вмешаться, подхожу, приветствую и сообщаю, что жду, чтобы сделать несколько фотографий с репетиции, если не будет возражать. Дежурная понимает, с улыбкой извиняется, открывает дверь, проходим. Диалог с работником зала — надо что-то подключить. Оказалось — обогреватель, у Р.Б. сильно мёрзнут руки. Приходит Алексей Борисович Любимов. Р-Б заметно рад близкому человеку. В зале становится много теплее. Садится за рояль. Разыгрывается. Здесь же настройщик. Вдруг слышу, как Р-Б говорит настройщику, что давно не играл…..удивляюсь….мне казалось, что инструмент для музыканта ежедневен. Р-Б, похоже, очень обеспокоен руками. В паузу прошу о встрече и решаю сегодня его уже не беспокоить. Закончилась репетиционная настройка. Зал наполняется слушателями. Не до полна…. видно, что публика, больше частью «своя»….нет, не в том смысле, «своя», что дружественная автору, а в том, что «местная», консерваторская. А значит, во многом, и самая консервативная.

Все интересуются обогревателем, гадая, что же это. Забавно слышать догадки — кто-то предположил, что это записывающее устройство, были фантазии на тему «преобразователя звука». Одна дама строго заявила, что «если будут эти новаторские штучки со скрежетом и скрипом — встану и уйду и не держи меня».

Вышел, прошёл к роялю. Встретили сдержанно. Начал с Чаконы Баха — Бузони, В антракте от кого-то услышала, что «слишком берёт на педаль» и что Чакона прозвучала «слишком яростно». Мне трудно судить, я это произведение слушала, кажется, впервые и меня захватило. Но ждала всё же авторского — больше был интересен сам Р-Б….своё сочинение — «Три Манас» (2009) он исполнил в первом отделении, после Чаконы. Это то, что я уже успела услышать в записи и что хотела проверить «на живую». Ожидания не обманулись, унесло также далеко-высоко. .Да, всё также — свежесть, ветер, море…одинокий человек на скале. Только когда слушала в записи дома, представляла этого одинокого молодым, высоким, сильным, но почему-то отверженным. Сейчас видела человека уже немолодого, совсем не атлета, человека не изгнанника, но отшельника, сознательно ушедшего не «от», а «в» — в себя…. или в какой-то совсем другой мир….

В антракте кто молчал, задумавшись, но больше спорили и говорили. Кого-то продолжала волновать загадочная машинка (обогреватель) — её назначение. Кто-то рассуждал, что «всё очень хорошо, но много педали»….говорили, что «для минимализма слишком экспрессивно» и что «хорошо, но время определиться со стилем и выбрать, что играешь — романтизм или минимализм, или романтизм в минимализме»….и что «быть композитором не значит быть пианистом»…было и откровенно восторженное, что то о том, что «владеет формой, как никто». Мне же хотелось продолжения Трёх Манасов — к сожалению, так и не поняла, что это, Википедия даёт очень расплывчатое объяснение — ( что то от от санкскр. man — думать, знать, рассматривать)….в принципе, что-то близкое по ощущениям….я бы сказала, что это музыка принятия решения, продуманного принятия решения и в чём-то бескомпромиссного….

Во втором отделении Р-Б играл Шопена и Шуберта — моего любимого «Скитальца»….жаль, что не своё, но тоже хорошо. Слушали ещё внимательнее…. Благодарили горячо, не расходились, бисовали. Р-Б не ломался, выходил на бис охотно и взаимно-благдарно, одаривал зал одной из своих улыбок. Их правда у него несколько — за роялем он иногда улыбается так по детски счастливо….так и не удалось поймать это на камеру….он так улыбается не кому-то и не в зал, а куда-то в другое пространство…. в Другие миры?

Пишу это так подробно, потому что эти мои ощущения найдут пояснения позже, во время встречи…../продолжение следует