«Мирандолина» Марка Розовского

Автор: | 05.06.2014

 «Трактирщица» Карло Гольдони, комедия заслужено популярная. К числу её несомненных достоинств  смело можно отнести образы, диалоги, конфликты и интриги – яркие, живые, сочные. Каждая сцена, каждый диалог немедленно воображаются и просятся на сцену. Отсюда же и главный недостаток – предсказуемость каждого шага героев, их узнаваемость. Зацепить и привлечь внимание зрителя этой комедией несложно…сложнее его от начала и до конца удержать.

Не так давно «Трактирщицу» Гольдони поставил Марк Розовский.  Вернее, не совсем «Трактирщицу» — текст пьесы был взят за основу, которую Розовский переработал и дополнил своими же стихами. Спектакль, как водится у Розовского, музыкальный, музыку написал Теодор Ефимов. В портфолио композитора как серьёзные опусы, так и вполне игровые сочинения, например, к «Ералашу», к кинофильму «Альфонс».  На сцене Театра у Никитских ворот спектакль идёт под названием «Мирандолина».

Что сказать о постановке? Может, структурно неверно, но начну с того, что «не глянулось». Не просто так в самом начале разделила достоинства и недостатки.

Перелицовка текстов Гольдони и стихи Розовского не сделали историю неожиданной или более актуальной.  Не обладаю такой памятью, чтоб сравнить тексты Гольдони и Розовского, да и цели такой нет. Просто, хоть не вспомню, у кого и когда в последний раз смотрела «Трактирщицу» (Мирандолину по Розовскому), но ничего неожиданно нового так и не дождалась.

Скорее, неожиданным было для меня внимание зала и даже некоторое напряжение, в нём повисшее. Наблюдала, как внимают каждому слову и смеются шуткам, среди которых были забавные, но преобладали, что называется,  «ниже пояса». Впрочем, вполне в стилистике итальянского театра, да ещё эпохи Гольдони – просто не думала, что лично мне это вдруг покажется скучно. Возможно, после «Истории лошади» (именно с этим спектаклем ассоциируется у меня Розовский) ожидала от этого мастера большего.

Как показалось мне, здесь практически обошлось без поиска образов. Т.е, каждый – Маркиз, Граф, Мирандолина и Кавалер(!) – в лоб. Подумалось, что Мирандолина в исполнении слишком «карамельна». Она настолько мила, что за её миловидностью пропадает характер. А легко ли вести хозяйство, водить за нос постояльцев и держать при этом круговую оборону? Это всё задачи не для крошки-милашки, а скорее для женщины, знающей, как делаются дела.

Что касается основного конфликта с Кавалером, так здесь и вовсе – тоже, подумайте, какая задача, настолько хорошенькой девице соблазнить солдафона, каковым предстал Кавалер Юченкова.

Примерно то же можно сказать о Юченкове. С такой внешностью сыграть недотрогу солдафона несложно. Думаю, актёр с таким опытом (Денис Юченков – Заслуженный артист России) мог бы «прожить» и более сложного героя.

Но кто неожиданно увлёк, рассмешил и порадовал, и за кем наблюдала с интересом практически в каждой сцене, так это Фабрицио Юрия Печенежского. Он то как раз и был неожиданным – этакий итало-растаман. Как ему это удалось и был ли этот образ задан режиссёром или это природное внутреннее состояние актёра – не знаю. Фабрицио Печенежского никуда никогда не спешит и происходящее наблюдает, как наблюдает оператор аттракциона наблюдает крутящуюся карусель  и людей в очереди. Ни очередь, ни  лошади с карусели – никто никуда не денется. Шуми не шуми — «Ещё парочку оборотов и  новый заход». И каждый раз, когда Фабрицио ненадолго покидал сцену и возвращался с блаженной улыбкой, мне казалось, что выходил он (простите) «втянуть косячок»…..после чего каждое его возвращение превращалось в очередное «лай-ла-ла».  В сущности, именно нестандартность героя и навела на мысли, что если перекроить остальных – сделать Мирандолину не красавицей, а кривою и заставить соблазнять Кавалера, а Кавалера превратить в эстета, ото всех эстетство скрывающего…то в этом случае с тем же сюжетом, с теми же текстами и героями, даже и при тех же декорациях (декорации потрясающие и всё продумано и придумано здорово), то история могла бы получиться очень и очень неожиданной.

Впрочем, ещё раз повторю сказанное выше –  принимали спектакль тепло, смотрели внимательно, много смеялись, из театра выходили довольными.Сама постановка исключительно качественная. Музыка, песни, хореография…костюмы и декорации….всё хорошо, но  — как бы и ничего нового….как-то очень уж традиционно. ИМХО