Re: на «Игра на клавишах души»

Автор: | 03.12.2013

игра на клавишах души

На Малой сцене Театра Российской Армии состоялась премьера спектакля «Игра на клавишах души». Режиссёр-постановщик – Александр Бурдонский, автор пьесы – Нино Хараташвили, в главной роли – Людмила Чурсина.

Читала, Александр Бурдонский рассказывал, что пьеса ставилась под Людмилу Алексеевну. Ну что тут скажешь, кроме – «Браво!»? Людмила Чурсина в роли пианистки Лив Штайн органична и прекрасна. Прекрасная роль для прекрасной пианистки и я об этом продолжу, но чуть позже, а прежде, несколько слов о пьесе.

Нино Хараташвили удалось создать интереснейший материал, который обречён на интерес со стороны умных режиссёров в поисках качественных ролей для опытных актёров. Таких ролей, в которых зрелые актёры могли бы «купаться» в эмоциях и во «вкусных» диалогах. Пьеса Нино всем этим изобилует. При этом, нестандартный, увлекательный сюжет, богатые подтексты, читаемые внутренние монологи….ни одной «проходной», эпизодической роли – все, все до одной богатые.

И ещё что отмечу – пьеса получилась вневременная и какая-то очень интернациональная. Т.е., совершенно не имеет значения, в каком году какого столетия происходит действие, в какой стране живут и кто по национальности герои. Что даёт определённую свободу не только режиссёру, но и зрителю. Что, кстати, было отмечено не только мной – стою за пальто, думаю как раз об этом, и вдруг молодые люди впереди меня как раз и говорят о том, что удивительно, но герои без нац окраски и могли быть шведами, поляками и даже «нашими». Искренне поздравляю Нино Хараташвили с таким прекрасным дебютом на российской сцене.

Возвращаюсь к спектаклю. Действо начинается с того, что в дом, где живёт знаменитая пианистка, потерявшая какое-то время назад сына, приходит её бывший муж, Эмиль. Я читала релиз и сама же готовила по нему и публиковала анонс, потому была подготовлена (так думала) считая, что муж такой негодяй и предатель.

И вдруг вижу глубоко и искренне сопереживающего героине Чурсиной и даже болеющего её болью человека. Он ведёт себя по отношению к ней словно старший брат младшей болезненной сестры. Вижу, что ему больно не меньше, чем ей, но его боль не столько от потерянного ребёнка, сколько от того, что так плохо ей. И от того, что он не в силах что либо поправить, что либо изменить в её жизни. Кажется, от того он несколько чрезмерно, даже раздражающе шумен. Очень интересная и яркая работа Александра Дика. Пожалуй, только я бы чуть «убавила громкость и нерв» в отдельных сценах, потому что мне показалось, что в реальной жизни всё же такого «накала» не выдержал бы ни один человек. Но возможно, это нерв и накал первого показа (и кстати, наблюдалось у всех, кроме, разве что, Чурсиной — оттого и предполагаю, что «премьерное»). Эмиль очень обеспокоен затянувшейся депрессией Лив и пытается пробудить её к жизни. А Лив и в самом деле выглядит даже не мёртвой, а окаменелой. Это уже не самоедство даже.

Нино Хараташвили не просто создала серию интереснейших образов, а затронула реальную проблему живых, но мало похожих на всех прочих людей. Их не так много, если в процентах, может совсем тысячные доли от всех живущих на Земле.

Представьте себе человека, щедро одарённого Небом каким-то талантом.  И земные дары нам даются не просто так…а здесь – Небом даровано….на служение многим….часто, не тем, кто рядом.

И может обращали внимание, сколь часто бывают обиженными на родителей дети знаменитых людей? Да, с возрастом к ним приходит понимание, что их великие родители просто были вынуждены отдавать другим себя больше, чем им, н в детстве это не всегда понятно. Сын Лив ушёл из жизни так и не успев понять и простить свою великую мать, и Лив вдруг осознала, что совсем не знала сына, что не успела ему себя отдать. И вот к боли утраты добавилось чувство вины….а с ним и ненависти ко всему, что (в её понимании), забирало её у сына. И добивалось это чувство вины вдруг осознанным незнанием того, чем жил все эти годы её мальчик, что его беспокоило, что и кого он любил.

Представьте, не знать ничего о своём единственном ребёнке. Играть и чувствовать написанное кем-то и совсем ничего не знать о единственно собой сотворённом…Вот это всё читалось в холодно-злых репликах Чурсиной. Потрясающее исполнение…может быть ненависть холодной? Про неё обычно же говорят – лютая, горячая…здесь она была такой ледяной прямо, замораживающей…аж сводило моментами зубы.

Итак, героиня Чурсиной страдала ещё и от того, что ничего не знала о своём единственном творении… И вдруг появляется юное создание, связанное общим прошлым с её сыном…по крайней мере, она об этом заявляет. Это юнее создание – пианистка и соглашается обменять свои воспоминания на уроки игры на рояле. С её появлением со всем окружающими происходит удивительное…

Юную и таинственную ученицу героини, Лору, играет Анастасия Бусыгина. Ого, сколько неожиданностей таит в себе её героиня! И с этим «ого» Бусыгина ещё как справляется! Её дуэты с кем бы то ни было потрясающе красочны, но с Чурсиной….с Чурсиной они образуют ТАКОЙ тандем, что было бы в записи, включила бы на повтор. Игра Бусыгиной великолепной оправдывает прямо таки эликсирное воздействие малодостоверных рассказов Лоры на героиню Чурсиной. Сперва мелькнула мысль, что она не видит, не понимает, что ли, что «что-то здесь не так»? А после осенило – Лора героине Чурсиной необходима…и как бы Лив подсознанием своим не понимала это «что-то не так», само же подсознание «заткнётся», лишь бы Лив ожила.

Другой сильнейший образ – Симона (Ольга Вяликова). Вам доводилось ли общаться с людьми, посвятившими свои жизни каким-то великим? Со временем прознавшими и принявшими все слабости и скверности этих самых великих, научившимися относиться к ним как к детям, но понимающими все их возрастные проблемы…. Таких людей столь же немнго, сколько и великих (а то и меньше…), только они ещё при этом для обывателей незаметны и о них мало кто задумывается и беспокоится. Образ Симоны – ещё одна большая удача и пьесы и её постановки и несомненная залуга и актёрская победа актрисы Ольги Вяликовой. Я так и видела свою знакомую А., посвятившую себя одному нашему (далеко не самому известному, но одному из самых капризных) дирижёру. А. рассталась с несколькими мужьями, не выдержавшими конкуренции с «непонятым гением». Есть в спектакле замечательный эпизод с красным платьем…..знаете, как бывает с матерями – им мучительна мысль о самой вероятности того, что их дитё может стать мишенью для насмешек. Вот что-то похожее прорывается в Симоне….мой сосед по креслу доказывал своей спутнице, что это была банальная ревность…но нет, дело не в ревности, а именно в восприятии подопечной, как ребёнка и в гипертрофированной за этого ребёнка ответственности.

Вообще, таланты и гении опасные люди! Ближний, а зачастую, несколько ближних кругов они подчиняют своей жизни. Лив, которая гнала от себя всех и всяк, меду тем подчинила себе даже молодую жену бывшего мужа. О, нечастная Хелена (Людмила Татарова-Джигурда)! Быть для мужа «блондинкой» на фоне бывшей гениальной жены….врагу не пожелаешь. Ладно, муж, продюсер, ученица…но за что она?! В конце вдруг выясняется, что у Хелены прекрасный голос и что не будь её муж «условно-бывшим» мужем великой Лив, в жизни Хелены многое могло бы пойти иначе.,

Кажется, я увлеклась. Не хочу рассказывать всё, что с кем происходило и разбирать каждую роль и все актёрские работы. Каждый образ выверен и отточен и если разбирать все, выйдет трактат…

Ещё только несколько слов о Людмиле Чурсиной. Вернувшись домой вздумала посмотреть, какого она года… Нашла….не скажу…просто решила —  не может этого быть . Решила,  в Википедию закралась ошибка. Прошлась по другим источникам – всё так и есть. Но какая шикарная, красивая, какая (уж как есть) сексуальная женщина! Интонации, голос, осанка, походка. Выносливость – на ней сложнейший спектакль!

В общем, эта работа театра ВСЕ мои ожидания превзошла…

*но отдельные сцены могли бы быть чуть потише….некоторые из них, особенно, в первом акте, пережали. Но всё равно,  хорошо. Браво! Всем! Работа, которой мы долго ждали.

*фото с сайта театра