Элисо Вирсаладзе в абонементе «Великие фортепианные концерты»

Автор: | 21.01.2016

E.VirsalidzeПонедельник 18 января, Концертный зал им Чайковского, концерт абонемента № 27 — «Великие фортепианные концерты».

Исполнители: Камерный оркестр Musica Viva — художественный руководитель и дирижёр Александр Рудин, Народная артистка Грузинской ССР, Народная артистка Советского Союза, Лауреат II Международного конкурса им. Чайковского, профессор Московской консерватории Элисо Вирсаладзе. В программе Моцарт — Балетная музыка к опере «Идоменей», и два концерта для фортепиано с оркестром — Моцарта и Шопена.

Моцарта воспринимаю сейчас плохо — мыслями не попадаю в его тональность. Но всё равно и увлекло, и закружило…красиво… Интересно было рассматривать зал, оркестрантов, солистку. Солистку особенно. Она строгая, собранная, отстранённая… Слышала или читала у кого-то, как о национальной особенности грузин — мужчины горячие, с «исходящим» темпераментом, а женщины — не холодные, но умеющие держать в себе и мысль и нерв…

Но это я на Моцарте могла наблюдать и размышлять о внешнем. А вот Шопен «забрал». И оркестр…оркестр был таким огромным зеркалом отражавшим каждое касание клавиш, наполнявшим каждую новую тему объёмом и даже цветом. Это было похоже игру цветов и фигур в калейдоскопе —  центра круг, новый, ещё и ещё. И в каждом что-то от прежнего и своё. Теперь уже я ушла в себя. Ощущение, что сознание не просто ясное — ясно-прозрачное, контрастное, чёткое….. как словно отпустила его (сознание) в свободное плавание. И словно ни рук, ни ног — вообще никакой телесной оболочки. И никаких таких бурных переживаний — только экскурс по уголкам памяти…по самым, самым закоулочкам. Люблю такое состояние.

Вечер запомнился ещё и знакомством. Эмилия Генриховна и Константин Яковлевич петербуржцы. Приехали в гости к детям, а те подарили им билеты на этот концерт. У этого подарка особый смысл — в далёком 72-м, студентами, Эмилия Генриховна и Константин Яковлевич познакомились на концерте Элисо Вирсаладзе. Догадываюсь, что историй таких великое множество…но одно дело такие истории предполагать, а другое — общаться с героями…когда вот они, рядом…ты с ними говоришь и радуешься их радости и их красоте.

Поговорили. Узнала, что в семье моих новых знакомых музыку любят, но на концерты выбираются не часто. Больше слушают в записи — на старом виниле, по ТВ или радио. Посетовали, что, дескать, такой концерт, его бы записать да ещё и ещё послушать. Рассказала им, что существует, регулярно пополняется и общедоступен архив концертов филармонии. О впечатлениях не расспрашивала, было видно, что счастливы. Очень это знакомство растрогало.

Запись концерта.

PS: Следующая встреча с Элисо Вирсалидзе 22 апреля, в Большом зале консерватории (в рамках абонемента № 83 — «Вечера фортепианной музыки»). В программе: Мендельсон — Рахманинов Скерцо соль минор из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь».

Следующий концерт абонемента № 27  — «Великие фортепианные концерты», 29 апреля. В его программе Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром Бетховена. Исполнители — Национальный филармонический оркестр, солист и дирижёр —  Борис Березовский.

Элисо Вирсала́дзе и оркестр Musica Viva