«Circo Ambulante» в Театре Наций

Автор: | 17.01.2013

Circo Ambulante 2Посмотрела . Приглашение приняла спонтанно, не поинтересовавшись — о чём, кто написал и поставил? Услышала – Филозов, Ахеджакова, и говорю – «Да, хочу, конечно!». По названию, явно, что-то цирковое, дата – 14 января (фактически, староновогодняя). Настроилась на «весёлый лад».

Сегодня уже 16-е, а всё ещё под впечатлением. Скажу больше, если через полчаса после начала спектакля, подавленная напряжённой тишиной зала только и думала, как бы вежливо уйти из переполненного зала, то уже через час забыла о лежащей на коленях камере (специально забилась на самую галёрку, чтобы не мешая прочим сделать хоть несколько кадров) и вслушивалась в каждое слово, стараясь удержать нить довольно сложного повествования. И прежде чем перейду к описанию увиденного и пережитого, скажу, что процесс осмысления продолжается. Крайне неоднозначная работа, требующая переосмысления….а возможно и ещё одного просмотра (только в другой раз, если пойду, уже буду понимать, что иду «не праздник гулять»).

Что же я такого там увидела? Есть такой жанр, фантасмагория. Я бы его определила, как нечто «сноподобное». А сны часто не просто похожи на действительность, но и по сути, её отражают. Ну и по аналогии с зеркалом – нечего на сон пенять, коли …. Чтобы сны не были таким страшными, надо что-то делать с реальностью.
И пересказ того страшного сна. Честно предупреждаю, пересказ очень вольный и, возможно, не точный – была не готовой к «такому сюжету», настрой был на другое…
Circo Ambulante 1Действие происходит в каком-то очень угрюмом городе очень угрюмой страны. Великолепные во всех отношениях декорации представляют то мясокомбинат, который также и что-то вроде закрытого военного завода, то цирк, то убогую квартиру Антона и Марии.

Работницы мясокомбината какие-то зомбированные, почти лишённые эмоций и безрадостные. Ими управляет жалкий, отвратительный и злобный карлик. Ловлю себя на мысли, что забитые и замученные работницы фабрики, позволяющие карлику-управляющему обращаться с собой как с рабами или скотом, вызывают у меня неприязнь (впрочем, вот сказала, «как со скотом», а к скоту у владельцев, насколько я понимаю, обращение всё же скорее бережное). Мария (Ахеджакова) среди них же, но её выделяет внутренний протест, пусть и молчаливый. И соответственно, отношение карлика к ней несколько иное В отношении карлика к Марии ощущается страх и даже заискивание…что не делает жизнь Марии более лёгкой, чем у других. Муж этой Марии, кажется, много лет болен и бездвижен. Его играет Филозов. Бездвижно лежащий Антон (Филозов) ….так и не поняла, почему ему должно было лежать неприкрытым…? Почему-то было это неприятно. Тем не менее, сила этого актёра (и влияние его голоса на меня) такова, что герой его всё равно вызвал ощущение печальной нежности. Какой-то несправедливо и ощущение, что безвозвратно уходящий типаж….будут ли ещё ткие актёры, возможны ли? почему-то вызывает прямо чувство нежности….отчасти, на меня так действует голос этого актёра, но и его герой на самом деле очень и очень светлый.

Я почти заворожена, загипнотизирована потрясающими декорациями и каким то особенно чистым звучанием…Но раздражают какие-то отдельные моменты, которых не могу себе уяснить. Как например, медведи, подобные тем, которые раздают листовки у торговых центров. Не моет ведь быть, чтоб их выпустили на сцену «просто так»? Даже в жизни практически не бывает случайностей, а в театре и вовсе дорога каждая минута и «если уж повесили ружьё на сцену, то оно ДОЛЖНО выстрелить». Медведи так и остались для меня загадкой. Но авторам удалось создать просто невероятную по напряжению атмосферу – в воздухе, прямо «под купол» повисло что-то циничное-злое-холодное. А ещё, есть что-то от незнакомой оперы на незнакомом же языке и с непонятным, неизвестным либретто. С одной стороны, опера, это высоко-красиво-стильно, с другой всё непонятное раздражает и вызывает отторжение.
Где-то к середине действа становится ясно, что на мясокомбинате производят какое-то «средство Макропулоса», для сохранения молодости и продолжения жизни правителя-тирана. Ага…вот почему обычный мясокомбинат так походит на какой-то закрытый военный завод! Сырьё — бычьи органы….что-то похожее читала в какой-то пародии….почему-то здесь это не кажется смешным. Где тиран там просто должно быть какое-то сопротивление…начинаю догадываться, что в числе сопротивленцев окажется 20 лет прикованный к кровати Антон и маленькая хрупкая Мария.

«Circo Ambulante»5Дальше этот сон набирает обороты. И мозг раскалывается. Одна его часть отказывается принимать происходящее на сцене, другая – заворожена. Появляются новые и новые герои…среди которых по прежнему только двое приличных людей – Антон и Мария….нет, есть ещё пока не испорченный ребёнок, с которым беседует Антон, пытаясь отвлечь от влияние телевидения. Да, и всё это как-то переплетено с цирком. Связь с цирком тянется из прошлого Марии – она из цирковой семьи. Кажется, у её родителей был цирковой номер, в котором мать исполняла Дульсинею….после мать сбежала с любовником и Марии пришлось заменить мать. Пьяный отец кидая в неё ножи отрезал ей ухо…. – понимаете, да, что сюжет просто аномальный? Но в рамках жанра….

Итак, за время спектакля я испытала всю гамму чувств – любопытство, отвращение, интерес, нежность, беспокойство….пожалуй, не было лишь радости. Нищета и блеск декораций, слепая покорность, блуд, цирк, как национальная идея, тупые карлики? И к концу спектакля – тупая боль в висок. К счастью, это не совсем про тот мир, в котором мы живём. Но возможно, авторы нас о чём-то предупреждают?

Не стану давать оценок увиденному. Только скажу, что театру удалось заставить меня съёжиться, сцепить руки, подумать о многом и многих, о чём и о ком, пожалуй, предпочла бы если не забыть, то хоть всуе не думать. Просто, если соберётесь на него, будьте готовы к тому, что никто не собирался вас веселить… в том Цирке собирают не чтоб насмешить…

Автор и художник:Максим Исаев

Автор и режиссёр Андрей Могучий.

В главных ролях  Лия Ахежакова и Альберт Филозов