«Чайка» снова на родине

Автор: | 26.06.2015

«Чайка» снова на родине

DyukinaВ июне в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова «Мелихово» произошло очень важное событие — был осуществлён долгожданный проект «Чехов. «Чайка». Театральный open- air, в результате которого в имении появилась своя «Чайка», написанная Чеховым именно в Мелихове. Сюда прилетало много «Чаек», но это были спектакли театров разных стран-участников фестиваля «Мелиховская весна». А вот собственная «Чайка» родилась здесь впервые в знаменательный год. В 2015 исполняется 120 лет со дня написания пьесы, а музей-заповедник отмечает свое 75-летие.

Выступая на пресс-конференции перед журналистами, режиссёр-постановщик Владимир Байчер говорил , что это была очень ответственная постановка и хотелось сделать спектакль, если не уникальный, то во всяком случае отличный от всех предыдущих «Чаек». Был выбран формат спектакля-«бродилки» . Два года назад театральный художник Эстонии Владимир Аншон впервые посетил Мелихово вместе с Таллинским театром, приехавшим на фестиваль «Мелиховская весна». Он настолько проникся атмосферой этого Музея-заповедника, что сразу дал согласие на совместную с Владимиром Байчером постановку «Чайки».

Режиссёр и художник переносят действие пьесы в природные декорации усадьбы и отправляют зрителей в путешествие во времени и пространстве, путешествие по пьесе. Начинает спектакль Пролог — посещение маленького флигеля, в котором Антон Павлович писал свою первую большую пьесу. Ей и была «Чайка».Флигель специально открыли для премьеры. Это маленький, но очень уютный флигелёк, из двух комнат: спальни и кабинета. Писатель очень любил его, и часто приходил в него, здесь ему так хорошо работалось.

В это же время рядом под деревьями, среди цветущих кустов жасмина и шиповника, усеянных мелкими красными розочками, роскошных огромных белых и розовых пионов и редкой расцветки ирисов за круглым столом артисты в костюмах героев репетируют «Чайку». Зрители сразу и в домике, и на природе оказываются в удивительной атмосфере жизненной достоверности усадьбы Сорина, героя чеховской пьесы..

Затем все вместе: актёры и зрители отправляются к «Колдовскому озеру», где на наскоро сколоченной эстраде племянник Сорина Константин Треплев пытается показать свою пьесу. Её играет юная Нина, дочь местного богатого купца, мечтающая стать актрисой. В неё страстно влюблён Константин. Его мать, актриса Ирина Николаевна Аркадина, не пожелавшая вникнуть в произведение сына, больно ранит самолюбие молодого человека. Это была не просто неудача начинающего драматурга, а серьёзный и глубокий конфликт старшего и молодого поколения, старых и новых форм в искусстве.

Второе и третье действие, соединенные вместе, прошли на крокетном поле. Здесь режиссёр вместе с исполнителями ( все они хорошие московские актёры) раскрыл характеры персонажей и их трудные взаимоотношения. Не могу назвать ни одной неинтересно сыгранной роли. Актёры вместе с В. Байчером так сумели вжиться в своих героев и атмосферу, в которой рождалась «Чайка», что сразу заинтересовали зрителей судьбами своих персонажей. Слушая их монологи, диалоги и общие сцены, проникаешься их жизнью, проблемами, горестями, радостями. Ты им сочувствуешь или осуждаешь, но не остаешься равнодушным ни к одному из них. В общем, все они несчастные люди, с не сложившимися судьбами. Одна из лучших работ в спектакле роль модного и успешного писателя Бориса Тригорина , сожителя матери Константина, в исполнении Сергея Фатьянова. Актер не играет своего Тригорина писательской знаменитостью. Наоборот, его Тригорин тяготится и своим однообразным сочинительством на потребу читателям, и связью с актрисой. Но понимает, что он безвольный человек и не способен решительно изменить свою жизнь, что все останется по-старому, ему легче идти по накатанной дорожке, чем что-то менять. Актёр обаятелен и искренен в своих высказываниях, тем самым вызывает сочувствие и симпатии публики.

А вот Ирина Николаевна Аркадина не вызывает симпатий. Аркадина в исполнении Натальи Беляевой, эгоистична и истерична, слишком криклива, а порой и вульгарна. Ее Аркадина никого не любит: ни сына, ни брата Петра Сорина, ни Тригорина. Ей нужно, чтобы все ею восхищались и исполняли ее прихоти. С одной стороны, актриса играет ярко, а с другой, образ Аркадиной получается однообразным , лишённым обаяния и разных оттенков чувств и настроений , которых в пьесе не мало. Но таково решение образа Аркадиной у Беляевой и Байчера, и оно имеет место быть.

В верной тональности играет своего Треплева Иван Кожевников. Его герой надломленный и одинокий человек , ощущающий себя лишним везде. У него ничего нет: ни профессии, ни денег, все они у матери, ни семьи, ни любви. Нина полюбила Тригорина. Отсюда неприятные ссоры с матерью и взрывы ненависти ревности к Тригорину. Убитая им чайка, которую он приносит Нине. Девушка же с тех называет себя чайкой, предчувствуя нерадостные события в своей жизни. И результат всех заключений Кости —его попытка самоубийства. Замечательно сыграли в спектакле своих героев Юрий Голышев и Марина Суворова. Сорин Ю. Голышева — добрейший городской житель, который никогда не любил деревни. Выйдя в отставку вынужден жить в имении. К тому же он болен, а циничный доктор Дорн — Андрей Богданов не желает его лечить, ссылаясь на его почтенный возраст. Маша Марины Суворовой , дочь управляющего имением Ильи Шамраева, безответно влюблена в Треплева и в отчаянии выходит замуж за нелюбимого и скучного местного учителя Медведенко. Она тоже бесконечно несчастна.

Режиссёр говорил на пресс-конференции и о своём праве не всегда следовать каждой букве пьесы. Действительно, в «Чайке» есть сокращения, перестановки текста, добавления и повторы отдельных слов и фраз, но всё сделано режиссёром очень тактично и в стилистике чеховской пьесы, а главное — в этом есть правильный современный акцент в прочтении режиссёром пьесы и усиление конфликтных ситуаций. Больше всего это относится к финальному четвёртому акту пьесы, который прошёл на каретном дворе. Он поставлен и сыгран необычно и захватывающе интересно.

Чехов определил свою «Чайку» комедией. Какая уж тут комедия — перед нами столько несчастных людей. Но режиссёр выбирает для начала четвёртого акта стиль трагифарса, что более чем оправдано. Обитатели усадьбы рассаживаются на сцене, чтобы перед ужином сыграть в лото, игру, распространенную в дворянских усадьбах чеховского времени. Перед ними подставки но не для нот. На них лежат листочки с текс том ролей расписанной партитуры игры в лото. Среди номеров карточек лото звучат одни и те же реплики играющих о наболевшем. Сорин: «Как хочется жить», Маша: «Константин Гаврилыч», Аркадина: «Как меня в Харькове принимали, батюшки мои, до сих пор голова кружится… Студенты овацию устроили .. три корзины, два венка..». Полина Андреевна, мать Маши, очень переживающая за дочь: «Костя играет. Тоскует бедный…». Кто-то что-то напевает. Получается потрясающая полифоническая сцена, виртуозно сыгранная актёрами. Она ярко подчёркивает — у всех обитателей усадьбы нет будущего, всё в прошлом. Сейчас им одиноко и очень горестно, за окном холодный дождь…

Игра окончена, все, кроме Кости, уходят ужинать. Робкий стук. Костя распахивает двери — из дождя появляется Нина. Это их прощальная встреча , сыгранная Светланой Герасимович и Иваном Кожевником так пронзительно, что на глазах появляются слёзы. Светлана Герасимович создала объёмный образ Нины. Сначала это прелестное существо, влюблённое в театр, Тригорина, полное надежд на счастье. Теперь перед нами повзрослевшая молодая женщина, познавшая предательство — Тригорин бросил её и вернулся к Аркадиной, и потерю ребенка. Но, не смотря, на все страдания, а может и вопреки им, ее влюблённость превратилась в настоящую любовь. « Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде…» — признается она Треплеву, а потом вспоминает счастливые и радостные репетиции его пьесы на озере. Главное же она верит в свою счастливую актёрскую судьбу. Простившись с Костей, Нина снова уходит в дождь, сейчас уже к театру, к своим ролям.. Может она сыграет и чеховскую «Чайку». Кто знает? В никуда уходит и Треплев. На сцене снова актёры с текстом ролей. Звучит реплика Дорна: «Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился…»

Я до сих пор нахожусь под впечатлением спектакля — так глубоко и современно прочитали постановщики и актёры пьесу Чехова «Чайка».

Это было не единичное представление. Спектакли «Чайка» пройдут в Мелихове 2, 15, 18, 26 июля; 9, 22 августа и 5 сентября. Приезжайте, не пожалеете.

Елизавета Дюкина

И немного фотографий, любезно предоставленных пресс-службой Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» (фотограф — Наталья Буданова)