Как вырастить ДЕРЕВО БОДХИ

Автор: | 23.04.2013

Доктор Батагов

Заинтригованная авторским [Антона Батагова]предисловием к назначенной на 26 апреля Премьере его «ДЕРЕВА БОДХИ», набралась смелости и написала Антону с просьбой, немного «приподнять завесу» и рассказать о том, как родился замысел этого произведения, какие инструменты будут звучать, предполагал ли он, когда писал эту музыку, кто её будет исполнять.

В который раз восхищаюсь той лёгкостью, с которой Антон идёт на контакт, рассказывает о своём творчестве, о том, о чём многие, находя множество убедительных доводов или вовсе, без оных, молчат. Поверьте, я без какого либо осуждения к «молчунам» и понимаю, что часто их молчание объясняется творческой мнительностью. Я пишу об этом не чтоб уколоть «молчунов» (часто и сама такая), но чтоб вслух восхититься открытостью, не свойственной, к примеру, мне самой. Антон же не просто легко, без прикрас и буквально, «по прочтению», ответил, но и приложил к ответу [короткий] фрагмент того, что 26 апреля прозвучит в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Антон Батагов о том, как родилось и выросло ДЕРЕВО БОДХИ

***

Весной 2000 года Марк Пекарский попросил меня написать что-то для его ансамбля. И я написал вещь продолжительностью около часа под названием ДЕРЕВО БОДХИ. Они сыграли ее один раз, и с тех пор эта партитура так и лежала. А в мае 2012 года Пекарский подошел ко мне после концерта, где я два часа играл Баха, и снова попросил написать что-то для его ансамбля. Я сказал, что подумаю. Через несколько месяцев получаю от него email: «у нас запланирован концерт в Рахманиновском зале с твоей музыкой. Так что, если ты еще не написал – имей в виду, что нам надо вещь на целый концерт.»

Я достал партитуру ДЕРЕВА БОДХИ. И понял, что там правильная форма, но неправильные ноты. И я написал эту вещь заново: всю конструкцию оставил без изменений, а ноты появились другие. И всё встало на место. А дальше я понял, что чего-то не хватает. Эта вещь нуждалась в чем-то таком, что подготовило бы сознание слушателя к пребыванию в этой музыке. И я сочинил вступительную часть. Она назвается ВОСЕМЬ РАЗ ОТРЕЖЬ (предварительная практика). Идет около 20 минут. Само ДЕРЕВО БОДХИ – это час негромких сосредоточенных радужных звучаний: вибрафоны, гонги, колокола, plate bells, античные тарелочки. А ВОСЕМЬ РАЗ ОТРЕЖЬ – оглушительно громкая стена ритмичного звука. Только барабаны: африканские, китайские, шаманские, рокерские.