Третья симфония Антона Брукнера

Автор: | 20.08.2014

«Недосягаемому, всемирно известному благородному мастеру поэзии и музыки» — так подписал свою Третью симфонию Антон Брукнер. Под «недосягаемым» подразумевался Рихард Вагнер, до того эту работу Брукнера благословивший. По легенде, уже готовые, но ещё никому до того не представленные Вторую и Третью симфонии Брукнер показал Вагнеру и попросил выбрать одну на свой вкус. Вагнер выбрал Третью. Было это в 1873. С исполнением симфонии поначалу не задалось. Позже Брукнер немало поработал над ней, прежде чем в декабре 1890 её представил Венский филармонический оркестр под управлением Ганса Рихтера.

Очень беспокойно чувствую себя во время Третьей симфонии Брукнера…для меня она один из сложных периодов детства (в смысле, вызывает в памяти именно тот период). На днях, в «беседах» Дмитрия Бавильского встретила ссылку на неё – в разделе «Классика» своими впечатлениями делился молодой российский композитор, Георгий Дорохов:

«…Но, пожалуй, по настоящему я понял Брукнера лишь тогда, когда на втором курсе консерватории наткнулся на диск с первой версией Третьей симфонии. До того момента Третья симфония не входила в число моих любимых сочинений. Но когда я услышал эту запись – могу без преувеличения сказать, что моё сознание радикально поменялось за эти полтора часа звучания (в окончательной версии симфония длится около пятидесяти минут). И не благодаря каким-то гармоническим открытиям или многочисленным вагнеровским цитатам. А из-за того, что весь материал чрезвычайно растянут, не укладывается ни в какие рамки традиционных форм (хотя формально сочинение в них и укладывается).
Некоторые места поразили своей репетититвностью – порой казалось, что это Стив Райъ или Джон Адамс (хотя звучали очень искусно, чем, пожалуй, и подкупили меня). Многие вещи написаны очень коряво (с нарушением многочисленных профессорских табу, как например, появление основной тональности задолго до начала репризы), что подкупало ещё больше….» (с)

Что зацепило в этой реплике Дорохова? Просто, в очередной раз подивилась разности восприятия. Как по разному слышат и слушают те, для кого музыка занятие профессиональное, и те, кому она просто нужна, как хлеб, вода и воздух. И представила концертный зал. Да что представлять — просто вспомнила. На сцене – оркестр и дирижёр. В зале на почти 2000 с лишним мест, наверное, столько же и сердец — бьются и стучат. И никому не мешает, что каждое — в своём ритме и каждое – о своём. И в этом гармония жизни…почему так лишь в зале, а в жизни почти не бывает?

Запись трансляции из Концертного зала имени Чайковского
Российский национальный оркестр
Дирижёр – Кент Нагано (США)
Антон Брукнер – Симфония №-3