«Другое пространство-2016»

Автор: | 15.11.2016

Другое пространство 2016
«Другое пространство», день пятый. Опус Стивена Райха «Tehillim для четырёх женских голосов и ансамбля» и исполнении Московского Ансамбля Современной музыки, Ансамбля N’Caged. Дирижёр Фёдор Леднев.

Всё знающие теоретики рассказывают, что этот опус Райха стал поворотным в его творчестве. Наверное, так и есть. Райх, как и Гласс (разница в возрасте меж которыми в год) получил всестороннее музыкальное образование и 60-е его привлекала музыка классическая и ХХ века — Стравинский, Кейдж. А в 70-е композитор увлёкся «не западной» музыкой и погрузился в этнику, в свои истоки и корни — иудаизм. И появились так любимые мной «Музыка для большого ансамбля» (1978) и «Октет» (1979). И Опус «Tehillim» (в 1981), о котором сам Райх сказал так:

«Я сочинял, ориентируясь исключительно на то, как слышал слоги на иврите. Никогда раньше в моей голове не звучала такая музыка. Tehillim стали откровением»

Могу лишь повторить вслед за Райхом — такой музыки тоже не знала. Высокие слова так затаскали, что обращать к ним неловко, но…. это было так Божественно, и так человечно…так ясно и просто. Только так и должно говорить о том, что по-настоящему важно. И верите, ритмы, звуки, голоса — всё было наполнено светом. И это не просто аллегория красоты слога для.  Если не изменяет память, всё начиналось с хлопков и ударных…и это были такие пульсирующие вспышки света. Но со вступлением голосов свет и звуки слились, обрели плотность и этот плотный и тёплый свет заполнили собой всё пространство зала. Это настолько прекрасно, что кажется невозможным, но именно так и было.

Проверила — в хранилище филармонии записи этого концерта нет. Досадно.

Опера-оратория Джона Адамса в исполнении 200 музыкантов — Госоркестра им. Светланова, хоровой капеллы им. Юрлова и Эстонского национального мужского хора завершила программу «Другого пространства-2016». Билетов на закрытие мне не досталось. Впрочем, после Опуса Райха у меня и не хватило бы сил. Исходя из того, что удалось услышать и догадываясь о том, что услышать не удалось, предположу, что из всех прошедших «Пространств», это было самым мощным — самым эмоциональным, богатым, драйвовым. Неожиданным. Юровский так задрал планку, что прямо теперь интересно, сможет ли в следующем «Пространстве» сам же её преодолеть….?