«Другое пространство-2016», день четвёртый

Автор: | 10.11.2016

%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-2016

5.11.2016. В программе фестиваля этого дня «Opus Prenatum» Владимира Мартынова — в 17.00, «Группы» Карлхайнца Штокхаузена, Фарадж Караев и Лучано Берио в 19.00 и Видео-опера «Индекс металлов» Ромителли.
Мне «достались» только Мартынов и Штокхаузен.

У «Opus Prenatum» Мартынова сложная (для пересказа) история, связанная с концом света, который должен был случиться 21 декабря 2012 года (а может и случился, да мы не заметили?). Если не ошибаюсь, премьера опуса случилась весной 2013-го. Играла, конечно, «Академия стариной музыки» Татьяны Гринденко, но было это на фестивале Мартынова в Политехе. Не знаю, что повлияло — стены зала, настрой исполнителей? А может, после того «конца света» восприятие изменилось? Тогда тот опус звучал (мне так помнится, но что наша память?), по-моему, жёстче. Это не оценка — хуже/лучше, а лишь ощущение.  А в этот раз, когда всё стихло, было так «улыбчиво» и думалось, что если конец света такой вот красивый, то пусть уже, что ли будет.

А следом за Мартыновым был Карлхайнц Штокхаузен — «Terra incognita» не только для меня, но думаю, и для многих. Вес и значимость его поняла лишь из предваряющего вступительного слова. А до того думала, что это надо услышать ради фокуса-аттракциона  — «Группы» Карлхайнца Штокхаузена написаны для исполнения тремя оркестрами, каждый из которых управляется своим дирижёром.  Играли ГАСО им. Светланова с Владимиром Юровским, Азербайджанский государственный симфонический оркестр им. Гаджибекова  с Фаудом Ибрагимовым и QUESTA MUSICA с Филиппом Чижевским. Что касается, впечатлений…наверное, чтобы принять, понять, почувствовать, надо такого наслушаться чуть больше. Я  часто сравниваю музыку с литературой, так вот, это походило на какой-то «городской очерк», написанный несколько непривычным слогом — слова то знакомые, а смысл понимаешь не сразу. Жаль, нельзя попросить оркестр остановиться, вернуться и повторить ту или иную фразу. А так, кроме любопытства, особых переживаний и не запомнила. Но зал принял восторженно и музыканты выглядели очень счастливыми. И знаете, уже одно только это передаётся и настроение было самым замечательным.

И был ещё день пятый с Московским ансамблем современной музыки, с ансамблем N’CEGED, Фёдором Леднёвым и Стивом Райхом…(продолжение следует)

Другое пространство 2016