«Другое пространство-2016», день первый

By | 05.11.2016

Другое пространство 2016

Первый день Пятого Международного музыкального фестиваля «Другое пространство». В «другом» пространстве родной и любимой филармонии, родные, хорошо знакомые солисты и коллективы в какой-то вдруг совсем иной — «другой» атмосфере играют что-то «другое», не то, что звучит обычно. Так уж устроено в этом мире, что всё новое, оно другое, непривычное.

Странно, но на это «другое, новое» спешат не слишком — лишних билетов перед входом не просили. И это на ГАСО им. Светланова с Юровским, на которых в другие дни стоят в проходах. Но и свободных мест в зале, не сказать, чтобы много.

В программу концерта-открытия вошли сочинения Олега Пайбердина, Владимира Николаева, Пьера Булеза, Владимира Мартынова, Дьёрдь Куртага и Галины Уствольской.

Vox («Глас») Олега Пайбердина для Большого симфонического оркестра и женских голосов (Премьера оркестровой версии). Приходится повторять избитое о том, что всё новое, это только забытое старое. Так вот, современное сочинение московского композитора это, практически, реинкарнация ранних европейских традиций. Был некогда такой музыкальный жанр — органум, который из одноголосного постепенно перестроился в многоголосый. В проспекте фестиваля на странице автора и в интернете есть подробное разъяснение, и если кому важно, найти просто. Я же могу только поделиться тем, как сама это слышала. Могла бы сказать, что это подобно гимну, но нет — в гимне всё же как-то больше величия, пафоса, что напрочь отсутствует в этом Vox-е. Походит на что-то ритуальное. Когда голоса (женские и голоса всех этих инструментов) сливаются, образуя какой-то невероятный поток (в нём уже не пытаешься угадать где голос инструмента, а где человека), происходит что-то очень важное для всех и для каждого. Очень красиво. Не могу вспомнить точно, слышала ли прежде что-то из сочинений Олега Пайбердина. Но теперь уж точно не забуду и будет если возможность, послушаю

Другим открытием этого первого фестивального дня стало для меня имя Владимира Николаева. «Фантомы» для симфонического оркестра прозвучали причудливо, образно. Не было никаких 3D-эффектов, но я точно видела каких-то странных и очень насмешливых существ, которыми управляли ловкие руки дирижёра. Прямо пришельцы или послы из других миров или других сознаний.

«Танцы с умершим другом» Владимира Мартынова в исполнении Алексея Любимова и ГАСО им. Светланова….медленно-медленно, печально-печально, холодно и красиво.

А ещё были Пьер Булез с «Ритуалом памяти Бруно Мадерны», Дьёрдь Куртаг с «Маленькой торжественной музыкой в честь Пьера Булеза» и закончилось всё Симфонией № 2 Галины Уствольской — «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло.

Некоторые счастливцы смогли остаться на второй концерт первого дня — в 22 часа ГАСО им. Светланова и Владимир Юровский уступили большую сцену  ансамблю Галерея актуальной музыки  — художественный руководитель и дирижёр Олег Пайбердин. В архиве филармонии сохранилась запись этой программы 

А за стенами зала на Триумфальной, в новостных лентах, в газетах и на телеканалах всё то же.

Но фестиваль не закончился — Портал в «Другое пространство»  открыт сегодня и завтра. Смотрите программу.

PS: Нельзя не отметить прекрасно подготовленный проспект или путеводитель по фестивалю — издание вышло стильным и весьма содержательным (авторы текстов Антон Сафронов и Илья Овчинников). И работу Рауфа Фархадова ловила каждое слово.