Мортон Фелдман и Антон Батагов: Triadic Memories

Автор: | 25.10.2016


Что «Triadic Memories» Мортона Фелдмана будет идти 90 минут без антракта многие узнали, лишь придя на программу. Уже в зале двое рядом со мной растерялись — как быть, если окажутся вдруг не готовы?

Едва слышный, звук скатился с клавиш рояля, и растворился. Это можно сравнить с тем, как истекает туман. Бывает такое, когда еле-еле, дождь, словно сползая по невидимым нитям, распускает туман и вот было всё так поддёрнуто дымкой и вдруг — Картина Нового Мира и ты в этом мире тоже новый.

Звуки падают и сознание поначалу всё пытается разобрать и расслышать» музыкальную фразу», понять, угадать историю, «задать настроение». Но это другая какая-то форма. Нет, здесь точно нет никаких историй. И на музыку для релакса или медитации не похоже. Проходит время и ум не то, чтобы смиряется, а просто вдруг принимает всю эту «капель». И она наполняет, латает в душе пустоты…

И неспешные и словно вне строя звуки всё падали, растворяя пространство и — время. Последнее оборвалось внезапно. И когда музыкант оставил сцену, растерялась — «Что-то случилось?». Дали свет и рядом прошептали — «Это всё?!»

Мортон Фелдман родился в Нью-Йорке (12 января 1926). Его родителями были еврейские эмигранты из Российской империи. В Нью-Йорке они держали прачечные и текстильные магазины. Музыкальное образование Фелдман получил домашнее. Основам игры фортепиано его обучала некто Вера Морина (Маурина)-Пресс, о которой также известно, что была ученицей Бузони и подругой Скрябина.

Из важного. Однажды 24-х летний Фелдман познакомился с 38-летним Джоном Кейджем. Они столкнулись на выходе из Корнеги-холл, равно потрясённые исполнением Симфонии ор. 21 Антона Веберна. Знакомство переросло в дружбу и ввело Фелдмана в круг нью-йоркских художников и музыкантов авангардистского толка.

Ещё интересный факт о Мортоне Фелдмане. Приверженец импровизации, он также и автор оригинальной системы записи звукоряда — она позволяет исполнителям самим выбирать ноты из звукоряда и определять продолжительность звука и музыкальных фраз (не уверена, что точно передала смысл его системы и не знаю, продолжил ли кто её?).

Вся эта информация вполне доступна — довольно погуглить. Рассказываю, лишь чтобы помочь запомнить это имя, если вдруг не знали его прежде. В принципе, не так чтобы часто, но Фелдмана у нас играют. Бывает, что звучит он в программах Татьяны Гринденко и её Opus Posth, Алексея Любимова, Михаила Дубова. Но всё как-то больше в очень камерных концертах, что называется,«в узком кругу». А вот чтобы зал на 500 с лишним мест… Впрочем, существует (у кого-то из счастливчиков) запись 1992 года…запись, на секундочку, из Большого зала Московской консерватории. Это было первое издание Фелдмана в России. Всё тот же «Triadic Memories». В исполнении Батагова.

Музыка Фелдмана прозрачная, ясная и тихая-тихая. Но не сказать, что простая. Автор статьи в Википедии определяет стиль Фелдмана, как «абстрактный импрессионизм». Возможно и так — в терминах я не сильна. Конечно, сознанию не сразу удаётся настроиться на то, что эти, едва слышные, негромко соскальзывающие с клавиш звуки рождаются, живут и испаряются вне привычной системы. И нет никаких указаний и правил, что думать и чувствовать. Звучит она тихо-тихо, напрягаешь слух, и вдруг, ты … растворяешься. Нет, невозможно сказать.

Но было  — три, может, пять человек оказались не готовы и вышли из зала. Так бывает, это нормально и это их право. Спасибо, что ушли очень тихо и почти незаметно. А  то ведь сегодня бывает всяко. Ну ладно.

О других программах Батагова в этом сезоне.

Из ближнего. 25 ноября всё в том  Доме музыки Антон Батагов и Полина Осетинская представят программу «Гравитация». Прозвучит музыка Перселла, Дебюсси, Равеля, Батагова, Лэнга и Гласса.

К слову о Филиппе Глассе. 31 января 2017 года композитору исполняется 80 лет. 28 января в Светлановском зале Дома музыки Антон Батагов сыграет все его этюды — 20 пьес продолжительностью около двух с половиной часов.

Второй концерт абонемента «Рояль. Restart» намечен на 7 апреля. В программе «Звонить — лететь» музыка в авторском исполнении.

Пока как-то так…