Антонио ди Кристофано в Музее Скрябина

Автор: | 01.05.2016

ANTONIO DI CRISTOFANOВербное воскресенье 2016. Большой Николопесковский, дом 11. Церкви Николы на Песках уже нет, а дом, в котором жил, работал, встретил последние свои дни Александр Николаевич Скрябин сохранился. Сейчас здесь музей. Сижу в небольшом и уютном зале с невысокой сценой. Посреди сцены рояль. со сценой с роялем в том самом и небольшой концертный зал. Пришла на первый сольный московский концерт итальянского пианиста Антонио ди Кристофано. Маэстро, между прочим, также основатель Музыкальной ассоциации имени Скрябина и президент крупнейшего в Европе Международного конкурса пианистов им. Скрябина. В программе концерта произведения Шумана, Брамса, Шопена, Листа, Берга и самого Скрябина. Было это в вербную неделю, вечером воскресенья 24 апреля 2016-го. А Александра Николаевича Скрябина на стало 14 (27) апреля 1915-го. Не абсолютные, но близкие даты почему-то тревожат…какие-то в них потаённые смыслы. А тут ещё так вышло, что пришла несколько раньше, достала ридер. Есть время, почему бы, думаю, не почитать? Листаю. Когда-то закачала и всё ещё не прочитала только вот этот роман Горенштейна. Уже и не вспомню, когда закачала….а вот сейчас обнаружила….Совпадение?

«…Была пасхальная неделя 1915 года, когда в большой красивой церкви Николы на Песках отпевали Александра Николаевича Скрябина. Хаос венков покрывал гроб, и среди них выделялся один особенно большой с надписью: „Прометею, похитившему огонь с неба и ради нас в нем смерть принявшему“…» — Фридрих Горенштейн, «Скрябин».

К слову, если вам интересна история жизни Скрябина, рекомендую роман Горенштейна. Это не музыковедческий труд….теоретики от музыки, полагаю, сочтут этот труд поверхностным, но обыватели, вроде меня, узнают много любопытных фактов не только о Скрябине и его окружении, но и в целом, о времени, обществе… Главный герой в романе Горенштейна далеко не сусальный ангел…почти себе обычный человек. Найдите если и будет возможность и время, почитайте. Это правда лучше всяких разных газет.

Пока читала, не услышала третьего звонка. Ведущий объявил программу и пригласил на сцену Антонио ди Кристофано. Вышел очень сдержанный, даже, как будто, холодный человек в строгом костюме. Сел за рояль.

Мощным и ровным потоком укутало и накрыло. Исполнение Антонио ди Кристофано оставляет ощущение хорошо отработанного ритуального действия. Он словно жрец, исполняющий свой ежедневный обряд… и нет ему дела до собравшихся в храме. Да, вот ещё странность! Игра Антонио ди Кристофано не щиплет глаза и душу не рвёт….с ней вдруг приходят покой и сила. Хорошо. Очень.