Vexations

Автор: | 25.03.2016

Remark_Ditrih

«…О вы, вечера в Венеции! Коричневое серебро и звонкие крики гондольеров, скользящая и ускользающая пастель Канале Гранде и слабый запах цветка лотоса на его ночной глади; о вы, звезды над морем цвета тёмного вина!
О вы, светлые дни в Париже! Праздничный шум Бульваров, каштаны в цвету, зелёное сердце лета, кафе на улицах, любимый низкий голос Шехерезады, — о ты, туча в красных лучах над дышащим городом!
О вы, бесконечные недели в Антибе! Солнце над утёсами, петушиные крики над морем по утрам, перезвон монастырских колоколов из неведомой дали, — о вы, паруса до горизонта!
Я зову вас, я называю ваши имена, потому что подруга ваших игр пума грустит….» — из письма Ремарка к его любимой и неповторимой пуме Марлен.

Читаю письма Ремарка под тихого Сати и громкий пьяный ор соседа. Последний не устаёт орать все 13 лет, что живу в этом доме. Прежде он отрывался по выходным, а месяца два как все дни и с утра до самой поздней ночи. Может, потерял работу и теперь срывает злость на своих. Не знаю, как он выглядит, но представляю отвратительным типом. Иногда из той же квартиры слышен молодой женский голос… и довольно приятный… Слов не разобрать, но кажется, она пытается увещевать, успокаивать. И тогда же вмешивается ещё один голос мужской. Я думаю, это сын соседа, а молодой женский, появившийся тоже недавно, наверное, его жена.

Заканчивается всё обычно визгливыми причитаниями какой-то бабы (простите, не могу назвать её иначе). Иногда с грохотом (стула?). И слушая их все эти годы я задаюсь вопросом, зачем и почему они вместе? Только потому, что некуда уйти? Не может быть, чтобы этим людям было что-то известно о любви.

Но бог с ними. Лучше читать Ремарка и слушать Сати.
«Vexations» Эрика Сати очень хорош для вечернего чтения. И для утреннего кофе. И для разглядывания капель дождя на стекле тоже очень и очень хорош. По сути, это одна музыкальная тема и множество её вариаций. Основная тема в сочинении должна прозвучать 840 раз. Есть такое упражнение для студентов актёрских факультетов, повторить какую-то фразу как можно больше раз, так, чтобы каждый раз в ней звучали бы новые мысли и чувства. «Мадам, листья уже опали» —  повествовательно. «Мадам, листья уже опали?» — вопросительно. «Мадам, листья уже опали» — восторженно. «Мадам, листья уже опали» — с сожалением….и так далее, до бесконечности. Вот и здесь примерно то же.  Для 1893—1894 гг., когда, как предполагают эксперты, Сати изложил в нотах своё «Vexations» (Беспокойство), это оригинально и смело. А сегодня просто красиво.