О Пьяццолле, курортно-портовом городке Мар-дель-Плата и несуществующей пока табличке со словами «здесь родился»…

Мар-дель-Плата — небольшой курортно-портовый городок в 400 км от аргентинской столицы. Именно здесь, в семье итальянских эмигрантов, родился аргентинский композитор Астор Пьяццолла. Странно, но пока ни в Википедии, ни в нескольких путеводителях не нашла об этом факте ни полслова. А ведь я и о городе этом узнала лишь из биографии Пьяццоллы. Ну да ладно.
Сознательная часть детство композитора, тем не менее, прошла вдали от этих мест. Для меня было открытием и итальянское происхождение Пьяццоллы, и тот факт, что вырос он в Нью-Йорке. Как-то многое встало на свои места. Не то чтобы сильно задумывалась над этим, но казалось удивительным, как в первой половине 20 столетия мог сформироваться композитор такого сплава — классика-джаз-латина. А теперь многое стало понятным… без Нью-Йрка здесь, конечно, обойтись не могло….и вот откуда образы эстакад и небоскрёбов. Удивительной энергетики город…как он вплёл себя в паутину музыкальных тем и ритмов.

Музыкальное образование Пьяццоллы началось в Америке. Оказывается, в Нью-Йрке 12-летний Астор брал уроки у венгерского пианиста Белы Вильды, который, в свою очередь, был учеником Рахманинова. Какие интересные взаимосвязи, да? Получается, что через учителя юный Пьяццолла как бы вобрал также что-то и от русской музыкальной культуры. Нью-Йорк, город молодых. В возрасте 25 лет композитор создаёт свой первый оркестр — «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр»….«характерный»….точнее про его музыку и не скажешь. В самом деле, «характер» присутствует в каждой его теме.

Примерно в это же время Астор начинает активно писать для аккордеона. Он переворачивает все представления о назначении и возможностях этого инструмента, открывает его новые грани. Его музыка для аккордеона соло и с оркестром явно не для кабацких подвалов. Это сегодня то мы знаем и заведомо предполагаем за аккордеоном право на музыку не только для танцплощадки….а тогда это было прорывом. Пьяццолла не просто адаптирует звучание аккордеона под новую музыкальную основу, а словно являет миру какой-то ему до того неизвестный инструмент. Созданная им в 1950-м году «Портовая рапсодия» — первая в истории аккордеона «академическая» музыка, производит сенсацию и получает специальную премию США. Ещё через два года Пьяццола получает премию композиторов Франции и стипендию на обучение в Париже.
А вот Аргентина его в это время ещё не признаёт и признает не скоро…совсем по нашему — нет пророка в своём отечестве
Никто не знает точного числа (только за последние 10 лет более 300 танго), музыка к 50 кинофильмам, 50 мелодий для кинофильмов, к балетам, к театральным спектакля — также, как танго, без счёта, 70 или даже более альбомов…можно сказать, наследие неисчислимое. Ушёл из жизни в 71 год….11 марта 2016 ему могло бы исполниться 95. Наверное, в этот день во многих залах будут концерты его памяти…впрочем, его играют не только в день памяти, очень и очень многие музыканты и коллективы имеют в своих программах его сочинения. А у меня имя Пьяццоллы тесно связано с именем Миши (Михаила Львовича) Рахлевского, дирижёра и художественного руководителя Камерного оркестра KREMLIN. Именно Миша Рахлевский был первым, кто открыл России Пьяццоллу. Было это в 1999-м. Надо же, только и прошло 17 лет….а по ощущениям, вечность…словно из другой жизни.

*а путеводители по Мар-дель-Плата, конечно, допишут…вспомнят точный адрес, найдут улицу, дом и квартиру…бюст установят, повесят табличку…а оно ему надо? ему Там будет лучше, если Здесь сыграют