Pe: на премьеру спектакля «Здравствуй, Пушкин!» в театре «Ромэн»

Автор: | 04.01.2016

Здравствуй, ПушкинВ театре «Ромэн» премьера. Георгий и Андрей Жемчужные поставили спектакль по пьесе Арнольда Гессена и Ивана Ром-Лебедева «Здравствуй, Пушкин!». Жанр постановки определён как «музыкально-романтическая фантазия». Когда-то одноимённый спектакль по той же пьесе уже значился в репертуаре театра, но что-то не срослось и, несмотря на интерес зрителя, с репертуара спектакль сняли. Как рассказал Георгий Александрович Жемчужный, мысли о том, чтобы вернуть Пушкина на сцену «Ромэна» были давно, но не могли найти самой пьесы — исчезла, как растворилась в пространстве. И объявилась ровно тогда, как пришло понимание, что созрел, вырос и готов к большой и серьёзной работе актёр и режиссёр Андрей Жемчужный. Тогда же и дала себя обнаружить почти слепая — пятая или даже шестая машинописная копия текста пьесы Гессена и Ром-Лебедева. Мистика? Видно, так было надо…кому-то ТАМ.

Действие затрагивает период первой ссылки поэта на юг….ссылку в родовое поместье Михайловское и заканчивается вступлением в брак с Натальей Гончаровой. Очень интересный отрезок жизни поэта…. Да, его волнуют происходящие в государстве события….да, как человека чести, возмущают низость людей «света», низость родителя, сотрудничающего с охранкой, он болеет душой за товарищей, отправленных на виселицу и каторгу. Но он молод, очень молод. По молодому насмешлив, горяч и постоянно влюблён. В нём постоянно кипят сердечные страсти. Он весь — то молодое вино, то пламенный столп. И от сцены к сцене, если продолжить метафору, «вино» — зреет….и ко времени брака с Натальей Гончаровой полоса светлого романтизма вдруг вступает в конфликт с полосой тёмной боли и даже страха…

Знаете, когда закончилось второе действие и закрылся занавес, стало вдруг немного досадно…. уже настроилась на встречу с более поздним Пушкиным, а отведённые на действо 2 часа 40 минут истекли… И только после пришла мысль  о том, насколько сумели артисты увлечь, если такое чувство — досады, что закончилось, возникло.

Это был самый первый из премьерных показов и  без шероховатостей, конечно, не обошлось. Что, на самом деле,  только всегда добавляет очарования этим первым показам. Но некоторые сцены были настолько хороши, что не отметить их кажется невозможным. Пройдусь по порядку…

Вот слуга и дядька поэта, Никита (з.а. РФ Страшинский) с тайным агентом Фогелем (н.а. РФ С. Чунгак). Пока Пушкин (Андрей Жемчужный) на балу, к нему на квартиру приходит тайный агент Фогель и пытается проникнуть в кабинет поэта — то выдаёт себя за лицейского товарища), то пытается подкупить и искренне не понимает и даже негодует на непорядочность слуги (людям охранки и в те времена, видно, сложно было принять, что кто-то может, служа, сохранять честь и совесть). Чрезвычайно хороши оба артиста. Никита (з.а. РФ Страшинский) очень смешно сначала принимает образ дурачка и невежи, после так «брезгливо» прокалывается и выставляет этого агента. Тайный агент Фогель (н.а. РФ С. Чунгак) чрезвычайно хорош в своих подстройках.

*Здесь же сразу отмечу блестящее оформление. В качестве выгородок совершенно изумительные ширмы с копиями заметок и рисунков пера поэта. В разных сценах они ловко — очень быстро, совершенно незаметно — как бы сами и очень образно делят пространство сцены….отлично придумано…браво!

Дальше просто невозможно не отметить целую серию красивейших сцен «Пушкин в таборе». Уже только их можно показывать где-то на выезде…(боюсь, этими словами посыпать соль на рану всего «Ромэна»….театр давно никуда не выезжает и я не понимаю, как такое возможно)… Но к теме.

Вы знали, что цыганами Пушкин увлёкся ещё в лицее? Оказывается, ещё лицеистом, 14-летний Пушкин написал не дошедший до наших дней роман, который так и назывался — «Цыгане». И его Алеко из поэмы «Цыгане», очень вероятно, списан с него самого! Во время кишинёвской ссылки Пушкина неоднократно замечали пляшущим на базарах с цыганами и однажды он ушёл и несколько дней кочевал с табором. Возможно, это и мало для кого новость, а вот я прочитала об этом у М. Ф. Мурьянова (Мурьянов М. Ф. Пушкин и Германия. — М., 1999.) только после «Ромэна». А ведь с детства так любила и множество раз перечитывала его «Цыган»…

Так вот, в этих сценах Пушкин, которому тогда немногим больше двадцати, встречает цыган и, конечно же, цыганку — Земфиру (Ад. Плахотная) …и на несколько дней уходит с ними в табор. Теперь постарайтесь увидеть (мне было проще) юного, пылкого и вольнолюбивого поэта….ещё более юную красавицу цыганку….жаркие южные ночи… увидев (вообразив) это всё, попробуйте хоть полслова добавить что-то скучное о морале и долге…у меня остался один лишь вопрос — как поэт смог оставить тот табор?

Ссылка в Михайловском — опять же, с девушками, с нянькой, рассказывающей сказки. Знаете, у нашего Пушкина с его горячей и пылкой натурой просто не было шансов не стать поэтом.

Очень и очень сильная сцена, где Пушкин сын предъявляет Пушкину отцу (н.а. РФ А. Грохольский) обвинение в сотрудничестве с охранкой. Может, так остро прозвучала в силу недавних событий? Всё задавалась вопросом, как может быть, чтобы отец дал покзания против сына…думала, веяние времени, «новые скрепы», а смотрите, откуда «ноги»… Поэт обнаруживает, что его отец следит за ним и отчитывается охранке. Известно, что особой сердечной дружбы и душевной близости между поэтом и его отцом не было. Но Пушкин сын вполне мог рассчитывать на дворянскую честь своего отца. Что двигало отцом — действительно безоговорочная преданность государю или просто страх возмездия? Из этой сцены мне показалось, что всё же последнее. Здесь, пожалуй, будет у меня единственное за весь спектакль замечание…показалось, что именно эту сцену немного «заскороговорили и загнали». Пушкин здесь слишком рано перешёл на крик и ответная реплика отца, его возмущение тем, что сын смеет повышать на него голос (действительная дерзость по тому времени) прозвучала таким образом запоздало. Сильнее эффект этой сцены проявится, если Пушкин в этой сцене будет внутренне себя тормозить, не давать выхода охватившему его гневу…тогда отцу будет совсем неловко быть уличённым в такой низости и когда гнев поэта всё же выйдет наружу, отец схватится за этот крик, как за спасительную нить…это вроде малый нюанс, но сцена важная, сильная, где-то переломная — с такой низостью, можно сказать, с предательством, поэт сталкивается впервые…

Красивая и очень романтичная сцена с Анной Керн (з.а. РФ Л. Жемчужная). Красавица Керн… — скольких прекрасных стихов вдохновительницей стала она. Всё ещё мальчишка, но уже по всем признакам, опытный и пылкий любовник Пушкин… Красивейшая выгородка с качелями. Пожалуй, мне здесь немного не хватило стихов….но если вспомнить, что спектакль идёт 2 часа 40 минут, то приходится принять, что «стихи читать дома»…. — пришла и читала, за что театру спасибо.

Важная и значительная и для истории, и для Пушкина его связь с декабристами. Этой теме можно бы и должно отдельный большой роман посвятить, настолько она важна и объёмна и, что важно, современна… Да кто напишет?

Пересказывать сцену Пушкина и декабристов в постановке «Ромэна» не стану…отмечу лишь, что она есть и она пробирает….Браво! (декабристы — П. Бобров-мл., М. Годжаев, М. Джелакаев, Р. Лалалй, О. Манциленко).

Интересна выдержанная в зеркальной мизансцене встреча Пушкина и императора Николая I(з.а. РФ А. Булдыженко). Эта зеркальность как-бы уравнивает величину юнца-поэта и императора…здесь точно как с декабристами тема на целый роман, а в спектакле преподнесена лаконично, как отдельный мазок на большой сюжетной картине…

Прекрасен Нащокин (Р.Румянцев)! Во всех сценах он живой, тёплый. Возможно вы, как и я, не знали, что друг Пушкина был близок с цыганской певицей хора Соколова и имел от неё двоих детей — сына и дочь (крёстным которой был Пушкин). Цыганская любовь Нащокина — Ольга Андреевна (з.а. РФ Янковская) добродушна, мила, обаятельна. Смотришь на неё, слушаешь и прямо понимаешь и чувствуешь, как с ней должно быть уютно и легко. Сцены с Нащокиным по большей степени проходят в хоре (в Яре?) и с одной стороны, рисуют повседневность бытия артистов цыганского хора, с другой стороны, дают органичную возможность погружения в то, за чем, собственно, многие в цыганский театр и приходят — здесь много, много, много прекрасных песен, здесь — Таня(!) — цыганская примадонна (н.а. РФ Е. Жемчужная) и сам хор… И новый виток в судьбе поэта….помолвка и свадьба с Натальей….и восхитительный вальс (самое время отметить композитора Е. Ширяева).

PS: остались «за кадром» жених с невестой из табора, отец Земфиры, Авдотья Истомина, крестьяне, хоровые и не только….важно другое — театр можно и должно поздравить с прекрасной работой Георгия и Андрея Жемчужных. Спектакль получился интересный, лёгкий, красивый и умный. Местами трогательно-наивный (возможно, это отличительная особенность цыганского театра?). Искренний — от начала и до конца. Он о Пушкине, но и о нас с вами….впрочем, если кого больше привлекают песни и танцы —  их там тоже есть. Не может не быть, потому как театр — ЦЫГАНСКИЙ. В общем, каждый найдёт своё….надо смотреть. 

 

Режиссёры-постановщики — н.а. РФ Георгий Жемчужный и А. Жемчужный Сценограф — Н. Панченко Композитор — Е. Ширяев Балетмейстер — Ф. Ситников Художник по костюмам — М. Манюк Художник по свету — К. Рожков Художник-гримёр — Г. Баруткина

PS2: «А что-же Пушкин-цыган?» — спросили меня. Честно, когда смотрела, о том, кто играет Пушкина — не думала вовсе. По человечески переживала за него, радовалась его стихам….само действие воспринимала, как увлекательную историю…Пушкин был Пушкиным и мне понравился.

Немного фото-видео с премьеры: Театр "Ромэн" - "Здравствуй, Пушкин!"