На «Мы — цыгане» в театре «Ромэн»

Автор: | 29.12.2015

Театр "Ромэн". "Мы - цыгане"
Продолжу о театре «Ромэн». В прошлый раз остановилась на том, что после революции 17-го года в России изменилось отношение к цыганской культуре, в частности, к цыганским хорам — они были признаны пережитком буржуазного прошлого и чуждыми культуре пролетариата. Многочисленные цыганские хоры распустили, а знаменитый Яр отдали на растерзание советской номенклатуре и чего там только было-не-было…

В конце 20-х — начале 30-х годов начинают создаваться национальные театральные коллективы. Ивану Лебедеву и его другу, театральному режиссёру и ученику Мейерхольда Моисею Гольдблату, приходит в голову идея создания чего-то, что позволило бы не просто сохранить, но развить те цыганские таланты, которые не исчезли, не растворились, а как словно притаились в ожидании своего часа. И они идут к Луначарскому, курировавшему тогда образование и культуру и предлагают ему открыть индо-ромэнскую студию. Получают добро и в январе 31-го года эта студия открывается. Пришли туда и уже опытные артисты, такие как профессионально выступавшая с шести лет Ляля Чёрная, и талантливая молодёжь. Студия открылась в январе, а уже 16 декабря того же года студийцы отыграли свой первый спектакль — «Жизнь на колёсах» по пьесе Александро Германо. И в день премьеры же — 16 декабря 1931 года, студия был преобразована в цыганский театр «Ромэн».

Без малого сорок лет длился «путь домой»….и вот 1969 цыганские артисты вернулись в свой дом № 32/2 по бывшему Петербургскому, а ныне — Ленинградскому проспекту… где и по сегодня живёт своей театральной жизнью. Живут «оседло» (с конца 90-х театр ни разу не выезжал на гастроли), что конечно — «увы-увы». Но не будем о грустном (сегодня). В репертуаре театра без малого 30 спектаклей….где-то читала, что средне-продвинутый театрала (не из критиков) посещает театр раз в месяц…посчитайте же сами, на сколько вам хватит посмотреть хоть по разу все работы театра? Я сама вот увидела пока лишь одну….

«Мы — цыгане» не драма, не мюзикл…слово «шоу» не очень люблю….по крайней мере, в этом случае мне оно кажется мало уместным. Это что-то вроде ожившей «цыганской азбуки», или «истории цыганского народа в музыкально-танцевальных картинках». «Мы — цыгане», это много-много оживших живописных полотен….музыка, которые к тому же вдруг и зазвучали. В июне следующего года этой постановке 40 лет. В разные годы ей рукоплескали зрители более двадцати стран (правда, на гастроли театр не выезжал уже лет двадцать). Всего же состоялось около 2200 (двух тысяч двухсот — трудно представить!) показов «Мы — цыгане»….да, и вот ещё! Этоот спектакль не случайно зовут визитной карточкой театра — в нём представлена вся труппа театра….ВСЯ!

Знаете, когда шла, конечно же что-то себе рисовала, как это будет и…и совсем оказалась не готовой к той воронке эмоций, в которые втянули эти гортанные звуки, юбки, шали….Стоя с камерой, забывала, что напросилась в театр «поснимать немного красок, а то так серо-пасмурно, что пропиталась тоской» — заворожённая, едва вспоминала, что надо бы щёлкнуть затвором. И совсем растерялась, когда на сцену вышел «мамин герой».

Театр "Ромэн". "Мы - цыгане"

Из детских воспоминаний. Вся наша жизнь проходила «в комнате с телевизором». За большим столом мама лепит вареники. На полу одеяло, на котором сидим мы с сестрой и во что-то играем. По телевизору на малой громкости какой-то концерт. Мы то подпеваем, то болтаем о чём-то своём. Вдруг мама в два шага у телевизора, крутит ручку, комнату заливают голос и свет. Мама стоит, сцепив белые от муки руки. Не видит, не слышит…на лице счастье. Это поёт тот самый, который с любимой маминой пластинки — Николай Сличенко. Красивый — как молодой король!

Это было когда? В 70-х. Лет прошло сколько? Не важно….я уже старше той своей мамы. Знала, что в «Мы — цыгане» на сцену выходит художественный руководитель и главный режиссёр….выходит….он не просто выходит — он поёт и играет….он всё тот же прекрасный Король… Вы бы видели, что сделал он с залом и со всем прекрасными цыганками, что были на сцене… КАК они ЕМУ пели….как отвечали на ласковое его «ходи-ходи»… знаете, это что-то «против правил»….есть в этом какое-то «цыганское колдовство»…

PS: Сегодня в «Ромэне» премьера — «Здравствуй, Пушкин!»….иду.

Театр "Ромэн" Мы - цыгане