Москва, Ленинградский пр., 32/2 — Московский музыкально драматический цыганский театр «Ромэн»

Автор: | 15.12.2015

Театр "Ромэн". "Мы - цыгане"

Москва, Ленинградский пр., 32/2 — это адрес единственного в России цыганского театра. Московский музыкально драматический цыганский театр «Ромэн» — первый в мире и единственный репертуарный профессиональный цыганский театр. Рассказ о театре начну как сказку — издалека.

Даже историки со степенями кандидатов и докторов не смогут сказать определённо, когда, откуда, как и почему отправился в свой бесконечный путь этот загадочный народ. По одной и легенд самих цыган их путь — паломничество. Вроде как однажды дальние предки отступились от веры и вот теперь, носит их потомков всё носит и носит по свету. Годы и столетия. Пройдут сколько-то, остановятся вблизи города или села — отдохнуть, заработать. Зарабатывали торговлей лошадьми, ремёслами, знахарством, танцами, песнями. Испания, Франция, Германия, Польша, Литовское княжество, Украина….точных данных о том, когда же цыгане дошли и до России, нет. Никто в тот день, как накатило колесо кибитки на землю русскую, не закричал — «Стой! Где тут календарь? Сегодня и каждый год в этот день поём и пляшем по случаю прихода цыган на землю русскую!». Не было такого благоразумного и предусмотрительного человека и точной даты так никто и не знает. Но в целом историки сходятся на конце 17 века.

Достигнув российских просторов и походив по сёлам и деревням, цыгане скоро определились, что в этой стране их цель  столица. Столицей тогда был Петербург. Дошли и до Петербурга. А здесь оказалось, что из всего, чем цыгане промышляли — лошади, дешёвая ювелирка, вышивка, плетение корзин, песни и танцы, доходны лишь последние. Прекрасный, но всегда серый и пасмурный Петербург с приходом весёлых и красивых цыган зацвёл, как тропический цветок! Петербургская знать влюбилась в цыганские песни.

Здесь ещё важный момент — не только русские всей душой приняли цыганскую песенную культуру, но и цыгане прониклись русской. В исполнении цыган русские песни обретали новое звучание… Взаимное обогащение приводит к появлению нового для русской культуры явления — русского романса. Русский романс, явление уникальное, без которого саму русскую музыкальную культуру не представить. Но большая история развивается не в год, и не в два…., в конце 17-го — начале 18-го века здесь, в Петербурге, только начало начал новой истории — музыки и культуры….

Постепенно центр активности цыганской культуры из Петербурга перемещается в Москву. Нравы и обычаи московской знати несколько отличны от петербургской, в том числе, широтой, щедростью и большой охотой до долгих празднеств. Гулять — с песнями, танцами, с гиками и скачками на лошадях здесь и без цыган умели, а уж с цыганами во сто крат веселее! Артистичным цыганам на московской земле было не сказать как вольготнее. Что не преминуло сказаться на развитии и становлении их искусства.

В 1774 году граф Орлов-Чесменский выписывает в Москву первую цыганскую капеллу, которая позже развилась в первый же профессиональный. Наверное, этот год можно считать ключевым в музыкальном искусстве российских цыган. В России началось время, которое вполне бы можно было назвать «периодом русско-цыгансокго романтизма». Россия «заболела» цыганским искусством. Барыни «сгорают» под перебор семиструнных, баре отвергают выгодные браки и кидают к ногам свободолюбивых чернооких красавиц свои дворцы и титулы.

Гостиные лучших домов обеих столиц наперехват приглашали цыганских исполнителей, собирая изысканную и весьма избирательную публику из самых образованных слоёв населения. Тот же Пушкин, российский певец цыганских свобод, был большим любителем таких вечеров и слушал цыган накануне той роковой дуэли. Существует легенда, что в ту ночь он обратился к оной из певиц с просьбой ему погадать, а та, словно испугавшись чего-то, отшутилась и отказав в предсказании, просто спела для поэта что-то печальное. Кто знает. Но с Пушкиным, это я забежала немного вперёд….

Московские цыганские хоры стали заметным культурным явлением. Они придали Москве особый шик и шарм. А для самих цыган стали, надо полагать, своего рода индустрией. Это были уже оседлые граждане, для которых пение в хоре становилось, как ни странно звучит, рабочей профессией. Цыганские дети едва с первыми словами и шагами учились также танцам и песням.

В сентябре того же 1826-го в Успенском соборе Москвы коронуют Николая I. Потрясённый московской разрухой император приказывает облагородить Москву. И в первую очередь, тот участок, что на въезде в Москву со стороны Петербурга. И вот в той части города, где сейчас Ленинградский проспект и где сегодня обитает театр «Ромэн», начинается городская застройка.

В том же году в Москву приезжает молодой и амбициозный французский ресторатор Транкиль Ярд. Арендовав на Кузнецком тракторию. В меню — шедевры французской и русской кухни, в программе — танцы и песни в исполнении лучших цыганских артистов. Доподлинно известно, что в Транкиль Ярд — и покушать, но больше на цыган съезжались представители первых фамилий, крупнейшие фабриканты, купцы, литераторы, музыканты — Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин…непременно, как на достопримечательность, посмотреть и послушать цыган свозили и иностранцев….

Год 1836 . Дело месье Транкиля Ярда процветает и требует расширения. Француз выкупает в районе застройки часть земли и начинает здесь строительство. Здание под ресторан построили деревянное, одноэтажное, но большое и роскошное. В историю оно вошло под названием «Яр». «Эй, ямщик, гони-ка к яру» — как раз про него.

Примерно тогда же у ресторации меняются собственники — один, другой…и вот его выкупает бывший официант, ставший к тому времени человеком большим и богатым, Алексей Судаков (вот тоже — «история из истории»). Судаков подступает к делу с размахом. Начинает он с того, что заказывает архитектору Адольфу Эрихсону проект новой ресторации. Эрихсон сдал работу в 1910-м. Даже и по нынешним временам проект размаха невероятного. И в части архитекторы, и убранством. Но здесь ещё и революция во внутреннем оснащении! Его — и оснащение ресторана и электрическое освещение сцен, залов и фасадов — всего комплекса в целом, обеспечивала фирма «Simens». Довольно сказать, что для бесперебойной работы нового «Яра» была построена собственная электростанция. Что также потребовало и места и денег. Вот такая деталь — в радиусе 200 метров были только клумбы, кусты и деревья…под землёй лежала линия электропередачи и строить что-либо на ней было невозможно.

Но, техника — техникой, оснащение — оснащением. А основные завлекающие публику элементы нового «Яра — уникальная по тому времени сцена Белого зала дворца и — цыганский хор. Шаляпин, Марфесси, Панина, Вяльцева — все певчие звёзды тех лет за честь принимают предложения разделить сцену с солистами хора цыган «Яра»…

Идёт активное формирование и развитие цыганской музыкальной культуры. Явление обретает размах и даже конкуренцию — здесь же, рядом с «Яром» Судакова открывается ещё несколько рестораций с цыганскими хорами. И певцы что судаковского, что других цыганских хоров уже так далеки и от уличных когда-то певцов, что пришли на русскую землю в 17 веке. Это уже другие, оседлые и в большинстве своём очень хорошо образованные и в музыке, и в языках, и в литературе цыгане. Сформировались целые династии музыкантов. Все они селятся близ этих мест и к 17-му году здесь образуется Цыганская хоровая слобода.

Главные событием года 1917-г  — Октябрьская революция. Не осталось ни одного сословия, в судьбе которого не сыграла бы она свою роль…. Не стали исключением и артисты цыганских хоров. Молодая пролетарская власть объявила их танцы, песни и всю музыку буржуазной забавой и псевдо искусством…хоры распустили….сотни, а может, тысячи цыган (кто их считал?) остались без работы. Все. Артисты. Без работы. Так решила новая власть. Радостное яркое искусство пролетариату было чуждо.

С 1917-го и по самые наши дни у здания по адресу Ленинградский пр., 32/2 очень непростая судьба…что-то в нём ломали и что-то достраивали. Здесь был кинотеатр и спортзал, техникум, ВГИК, клуб ВВС, гостиница (устроенная по приказу Василия Сталина, в ней же и проживавшего). А в 1969 году в здание, в родной Белый зал дворца вернулись цыгане — Музыкально драматический цыганский театр «Ромэн». Первый и по сегодня — единственный профессиональный репертуарный театр цыган.

Возвращение цыган во дворец на Петербургском (Ленинградском) проспекте столицы не более, чем эпизод истории цыганского народа и — важная веха в истории первого и по сей день единственного в своём роде цыганского театра «Ромэн». Но история этого театра настолько богата, что в один рассказ её не вместить. Сегодня остановлюсь на том,  что в следующий, 2016-й год для первого в мире профессионального цыганского театра юбилейный — театр откроет свой  85 сезон. 65 из них прошли с  Николаем Алексеевичем Сличенко, художественным руководителем, режиссёр и актёр,, который и сегодня играет на сцене театра. И как играет!   Когда Сличенко выходит на сцену, в зале жарко…пляшут люстры и искрит эфир!

Ключевое послание этих строк:

Куда бы вы не спешили. Какие бы важные не ждали дела. Прислушайтесь. Остановитесь. Услышьте! Цыганка поёт…о долгом странствии…о поисках —любви,  счастья, пристанища…правды…веры в себя и в людей.

ps: В театр к цыганам привело декабрьская унылость….кто был этим декабрём в Москве, поймёт. Нестерпимо захотелось не просто красок и песен, а полёта, свободы, отстранённости от вся и всего. Листая афишу театрально-концертных залов вдруг увидела — «Ромен. Мы цыгане»…. память услужливо подставила картинку с черноглазым красавцем и дерзкой девушкой в неисчисляемых юбках. Увиденное превзошло ожидания (что нынче  редкость)….найдите, непременно найдите время на этот театр. И потому, что это красиво — знаете, такой, с одной стороны,  наивный и светлый — а с другой, не кисейный, а дерзкий, горячий  «цыганский романтизм». Это также и очень высокого класса исполнение песен и танцев — красивейших песен и танцев. Я понимаю теперь того же Александра Сергеевича…и сама бы от той серости (наша, впрочем, мало уступает) пряталась бы у цыган. Но даже если вы чопорны и цыганские песни вам скучны (вдруг и такое бывает?) — найдите время заглянуть в театр, как в музей! При том, поверьте, это будет музей и цыганского искусства, и сразу нескольких эпох нашего с вами отечества.

Продолжение следует….