Re: на эскиз спектакля «Золотой Дракон»

04.10.2015, Поварская 20. Четвёртый показ первой сессии проекта РЕПЕТИЦИИ. Эскиз спектакля «Золотой Дракон» режиссёра Валерии Сурковой по пьесе немецкого драматурга Р. Шимельпфениннинга.

Сложно. Сказать про эту работу «понравилось-не-понравилось» — не тот случай. Совсем какая-то незнакомая эстетика. Это прямо какой-то иероглиф — красивый, точно что-то содержит….но что? Всё действо гадаешь, а разгадала или нет, так и не знаешь.

В работе точно есть атмосфера. Или сплетение двух атмосфер — западной и восточной. Шимельпфениннинга не читала, исходного материала не знаю, попробую передать как поняла. Начинается действие и мы попадаем в какой-то немецкий город и его обитатели. Немцы и жители китайского квартала — мальчик из ресторана, похожая на стрекозу китайская танцовщица, старик китаец и его внучка. У китайского мальчика болит зуб. Зуб выдирают. Никак не остановится кровотечение. Оказывается, кровь, это связь с родными. Родные эти прямо в дырке от зуба. Они переживают об этом китайском мальчике — как и что с ним? Хорошо ли устроился? А ему всё больно и больно. И боль не проходит, и кровь не останавливается. Чтобы остановить кровь надо заткнуть дырку от зуба тем самым зубом, но он куда-то исчез. Оказывается, он просто упал в тарелку китайского супа, который заказала одна из посетительниц этой китайской забегаловки — стюардесса. Которая, обнаружив у себя в тарелке этот зуб, почему-то тихо и мирно оставляет его себе. Стюардесса эта мало что ослепительно хороша, у неё ещё интонации и голос такой — слушала бы и слушала. Вот только говорит она не только от себя, но и ещё от лица какого-то мужчины…переключаться с неё на мужчину очень сложно. И не только она — здесь на каждого актёра по два, три, может больше, действующих лица. И свои тексты они произносят то стоя перед зрителями, то вдруг в камеру-проектор, которая транслирует изображение на стену. И там ещё какие-то удивительные технологии, которые превращают весь этот видеоряд в сложные мозаики. Получается такое загадочное кино, звук в котором откуда-то с другой стороны. То, что картинка отдельно от звука привносит какой-то дискомфорт. Сидела и гадала — это что-то не предусмотрели, не получилось задумано? Если задумано, то что бы значило, а если технологии пока не позволяют, может и не надо? У меня неоправданное использование всех этих медийных штучек вызывает внутреннее брожение.

Какое-то время злюсь, после всё»отпускаю» и больше уже не пытаясь понять что, о чём и зачем. Просто разглядываю актёров и слушаю тексты, как это бывает в толпе. Без поиска смысла мне нравится больше. Похоже, на нарезки документальных фильмов и на «белые стихи». Замечаю и отмечаю то, что в другие дни оставила без внимания. Например, как двигаются и звучат актёры. Думаю, какими должны обладать они работоспособностью, увлечённостью и дисциплиной….? В кратчайшие сроки и в экстремальных условиях освоить сложнейший материал, про который ещё не известно, как поступят! А энергетика? Держат даже тех, кто не ничего, совсем ничего не понимает….

И оно всё хорошо и даже замечательно, но поди найди таким режиссёра….такого, чтоб им под стать….Не знаю, смогла ли сказать понятно о том что видела и что об этом думаю….? Но проще никак.

Я не ретроград, но консерватор и точно помню, что театр не допускает случайностей, что всё, что придумано режиссёром, имеет значение и смысл. Должно иметь. И я взрываю мозг, силясь разгадать эту шараду. Так бывает со сложно сочинённой книгой, которую отложишь, но после вернёшься и перечитаешь ещё и ещё. Так бывает с записанным на диск кино — тоже вернёшься, прокрутишь ещё. В театре этот номер мало у кого проходит.

PS: Быть или не быть «Золотому дракону» в афише Таганки? Хорошо, что решать не мне. Следите за анонсами. Продолжение в ноябре.

PS: Не знаю, что из показанного проектом займёт место в афише театра. Но вот после просмотра «Золотого Дракона» вспомнилась мне «Антигона» с Галиной Трифоновой. Театру, конечно, новые работы необходимы, но не забывайте и старые!

И ещё раз…эта труппа не труп…все вместе и каждый из этих актёров достойны только самого-самого.

Фотографии с официальной страницы Проекта в Фейсбуке. Автор фото — Сергей Трифанов