Re: на эскиз спектакля «Золотой Дракон»

Автор: | 06.10.2015

04.10.2015, Поварская 20. Четвёртый показ первой сессии проекта РЕПЕТИЦИИ. Эскиз спектакля «Золотой Дракон» режиссёра Валерии Сурковой по пьесе немецкого драматурга Р. Шимельпфениннинга.

Сложно. Сказать про эту работу «понравилось-не-понравилось» — не тот случай. Совсем какая-то незнакомая эстетика. Это прямо какой-то иероглиф — красивый, точно что-то содержит….но что? Всё действо гадаешь, а разгадала или нет, так и не знаешь.

В работе точно есть атмосфера. Или сплетение двух атмосфер — западной и восточной. Шимельпфениннинга не читала, исходного материала не знаю, попробую передать как поняла. Начинается действие и мы попадаем в какой-то немецкий город и его обитатели. Немцы и жители китайского квартала — мальчик из ресторана, похожая на стрекозу китайская танцовщица, старик китаец и его внучка. У китайского мальчика болит зуб. Зуб выдирают. Никак не остановится кровотечение. Оказывается, кровь, это связь с родными. Родные эти прямо в дырке от зуба. Они переживают об этом китайском мальчике — как и что с ним? Хорошо ли устроился? А ему всё больно и больно. И боль не проходит, и кровь не останавливается. Чтобы остановить кровь надо заткнуть дырку от зуба тем самым зубом, но он куда-то исчез. Оказывается, он просто упал в тарелку китайского супа, который заказала одна из посетительниц этой китайской забегаловки — стюардесса. Которая, обнаружив у себя в тарелке этот зуб, почему-то тихо и мирно оставляет его себе. Стюардесса эта мало что ослепительно хороша, у неё ещё интонации и голос такой — слушала бы и слушала. Вот только говорит она не только от себя, но и ещё от лица какого-то мужчины…переключаться с неё на мужчину очень сложно. И не только она — здесь на каждого актёра по два, три, может больше, действующих лица. И свои тексты они произносят то стоя перед зрителями, то вдруг в камеру-проектор, которая транслирует изображение на стену. И там ещё какие-то удивительные технологии, которые превращают весь этот видеоряд в сложные мозаики. Получается такое загадочное кино, звук в котором откуда-то с другой стороны. То, что картинка отдельно от звука привносит какой-то дискомфорт. Сидела и гадала — это что-то не предусмотрели, не получилось задумано? Если задумано, то что бы значило, а если технологии пока не позволяют, может и не надо? У меня неоправданное использование всех этих медийных штучек вызывает внутреннее брожение.

Какое-то время злюсь, после всё»отпускаю» и больше уже не пытаясь понять что, о чём и зачем. Просто разглядываю актёров и слушаю тексты, как это бывает в толпе. Без поиска смысла мне нравится больше. Похоже, на нарезки документальных фильмов и на «белые стихи». Замечаю и отмечаю то, что в другие дни оставила без внимания. Например, как двигаются и звучат актёры. Думаю, какими должны обладать они работоспособностью, увлечённостью и дисциплиной….? В кратчайшие сроки и в экстремальных условиях освоить сложнейший материал, про который ещё не известно, как поступят! А энергетика? Держат даже тех, кто не ничего, совсем ничего не понимает….

И оно всё хорошо и даже замечательно, но поди найди таким режиссёра….такого, чтоб им под стать….Не знаю, смогла ли сказать понятно о том что видела и что об этом думаю….? Но проще никак.

Я не ретроград, но консерватор и точно помню, что театр не допускает случайностей, что всё, что придумано режиссёром, имеет значение и смысл. Должно иметь. И я взрываю мозг, силясь разгадать эту шараду. Так бывает со сложно сочинённой книгой, которую отложишь, но после вернёшься и перечитаешь ещё и ещё. Так бывает с записанным на диск кино — тоже вернёшься, прокрутишь ещё. В театре этот номер мало у кого проходит.

PS: Быть или не быть «Золотому дракону» в афише Таганки? Хорошо, что решать не мне. Следите за анонсами. Продолжение в ноябре.

PS: Не знаю, что из показанного проектом займёт место в афише театра. Но вот после просмотра «Золотого Дракона» вспомнилась мне «Антигона» с Галиной Трифоновой. Театру, конечно, новые работы необходимы, но не забывайте и старые!

И ещё раз…эта труппа не труп…все вместе и каждый из этих актёров достойны только самого-самого.

Фотографии с официальной страницы Проекта в Фейсбуке. Автор фото — Сергей Трифанов