Re: на репетицию спектакля по пьесе Я. Пулинович “Земля Эльзы”

Автор: | 02.10.2015

Сегодня второй день “РЕПЕТИЦИЙ”. Глеб Черепанов представит свою версию “Дракона” Шварца. Осталась пара часов….актёры, наверное, уже репетируют…

А я вспоминаю день первый…
Как и что это было.

В небольшом по размеру зале на Поварской 20 — переаншлаг. Мне самой досталось только место «постоять”. Под раскидистым таким деревом, ветви которого так и лезли в глаза и в объектив камеры. Семён Серзин — руководитель и режиссёр “Этюд-Театра” (Питер) представлял эскиз спектакля по пьесе Я. Пулинович “Земля Эльзы”. С пьесой Серзин был знаком давно, но показу его версии спектакля предшествовало всего четыре репетиции. И этот показ был, по сути, чем-то вроде “прогона”, т.е., зрителю был представлен “эскиз” спектакля — фабула, режиссёрские акценты (т.е., проблемы, которые режиссёр счёл значимыми) и наброски к образам героев. Показ проходил без режиссёрских “стопингов” (кстати, жаль…с ними было бы ещё интереснее)….

Попробую обозначить важные на мой взгляд, вопросы и коротко на них ответить.
Интересно смотреть или нет?
Что понравилось/НЕ понравилось?
Рекомендовала бы к просмотру и если да, то кому?
Возможен ли этот спектакль в афише Таганки и если нет, почему?
Мои ответы на эти вопросы будут субъективными, предвзятыми и совершенно непрофессиональными. Когда любишь, сохранить непредвзятость и быть объективной так сложно…сложней не бывает.

Прежде краткое содержание.

Эльза — “русская немка”. А ещё — вдова. Со дня смерти её мужа не прошло и сорока дней. Уже в первых сценах понимаем, что смерть мужа стала для Эльзы  избавлением от чего-то безрадостно-тягостного и скоро узнаём, что все годы жизни с ним была она глубоко несчастной. Да и до замужества всё было тоже не просто.  Эльзе было 2 года, когда арестовали отца, а мать с двумя детьми (у Эльзы была сестра) сослали в Сибирь. Как пособников фашистов. Сестра умерла, мать отправили в трудовой лагерь, а Эльзу — в детдом для детей врагов народа. Таких судеб история наша знает немало. Кого-то это закаляло, но многих, очень многих, ломало. Эльза, похоже, из последних и так и не избавилась от комплекса “немки-фашистки”.

Странно, но не так давно, по весне, здесь, в Москве, познакомилась с семьёй с очень похожей историей…много говорила с московской “Эльзой” и её детьми…возможно, этот опыт наложил отпечаток и на моё восприятие пьесы и высматривала-выслушивала в ней историю своих знакомых.

Так вот, мы знакомимся с Эльзой после смерти её мужа и в процессе развития узнаём, как несчастна была она с ним…ещё не прошло и сорока дней, а уже немолодая Эльза буквально расцветает (сразу замечу, что это отлично передано уже в “этюде” — браво, Любовь Селютина!). Близкие и соседи перемены в поведении, настроении и облике Эльзы встречают весьма неодобрительно. А тут она ещё знакомится с учителем географии. Одиноким, очень приятным, совсем непохожим на её покойного супруга. Со своей непростой историей. Тоже овдовевшим, но год назад. Юрий Смирнов создаёт такой обаятельный образ….как я понимаю героиню Любови Селютиной! Но, даже очень одинокие, мы, чем старше, тем крепче опутаны многими связями…они бывают, как цепи, как кандалы…

Против зародившейся нежной дружбы двух много переживших людей восстают их дети.

А теперь постараюсь ответить на свои же вопросы (коротко…(надо успеть на второй день РЕПЕТИЦИЙ).

Интересно смотреть или нет?
Что понравилось?
Что НЕ понравилось?
Рекомендовала бы к просмотру и если да, то кому?
Возможен ли этот спектакль в афише Таганки и если нет, почему?

Да, очень! Мне интересны истории людей опытных, зрелых и “Земля Эльзы”, несомненно, из их числа. Но пьеса (на мой взгляд) несколько перегружена…какие-то сцены я бы, скорее, отсекла, потому что уводят от главного. К слову о “главном”. По моим ощущениям, режиссёр и актёры пока не договорились, что, какой конфликт будет главным, а какие — второстепенными, что станет “причиной”, а что её последствиями. И что главное в произошедшем на сцене. В моём понимании, у героини это “битость” её окружением (немецкая сука, фашистка)….она и замуж за того Кравчука пошла, чтобы прикрыться его фамилией… Трагедия героя в том, что послушав отца, он отказался от своей “инаковой” любви, женился и всю жизнь прожил с нелюбимой женщиной….и как человек порядочный, мучился этим всю жизнь… И главный поступок их как раз в том, что отстояли (в такие то года, может, впервые) своё право на собственный выбор.

Это есть, это читается в пока ещё сыром наброске…но обилие сцен и слов с другими героями вытесняют это с первого плана, “затирают”….и “затёртый” второстепенностями конфликт превращает пьесу в подобие не водевиля, нет…но такой лёгкой любовной комедии, что ли. И это досадно, потому что главные герои прописаны просто замечательно и если отсечь лишняя, можно получить, хочешь — социальную драму, хочешь — романтическую мелодраму… И то, и другое будет интересным своему зрителю. Тут, пожалуй, выделю — СВОЕМУ. и Отвечу на вопрос, рекомендовала бы эту историю к просмотру и если да, то кому? Если история в конечном варианте приобретёт мелодраматический акцент, то практически любому зрителю, испытывающему потребность в лёгком, добром и красивом. Знаете, может получиться такой красивый спектакль с грифом “для семейного просмотра”. Такие герои хорошие и блестящие, именно — блестящие актёры, умеющие проживать жизнь своих героев “с третьего звонка и до поклона”. Но в таком, мелодраматическом прочтении я совсем не вижу этот спектакль в афише Таганки…. Может, мешает стереотип? Всё же, Таганка для меня, Театр проявленной гражданской позиции и социальной драмы — грустной, смешной, страшной, в стихах, в танцах, без слов — как решит режиссёр…но “без деталей быта”. И как бы , иная эстетика, что ли….Более злая и жёсткая. И посмотрев на сцене Таганки эту пьесу не очищенной от второстепенностей, я бы пожала плечами… но со цены какого-то другого театра с интересом смотрела бы (с мамой, с сыном) уже и в таком вот виде…

Вот как-то так…

PS: очень интересно увидеть другие работы режиссёра Семёна Серзина….