Кусково. Вечер с Бахом….

Автор: | 26.05.2015

Kuskovo-El-Privalova

Программой из сочинений Баха и Моцарта открылся в субботу, 23 мая, Шестой фестиваль «Органные вечера в Кусково». Концерты органной музыки будут проходить всё лето по средам, субботам и иногда, воскресеньям.

Расскажу о воскресной программе прошедшей во второй день фестиваля.

Вечер . Чуть не весь день дождь — нудный и скучный, без проблесков света и радуг. Еду в убаюкивающе неспешном автобусе. По слышимым разговорам понятно, что многие из пассажиров едут на тот же концерт. Остановка «Музей Кусково». Вышли едва ли не все. Поёжились на дождик. «Развеется» — уверенно сказал вдруг кто-то. «С музыкой разойдётся. Так уже было». И правда, было. Тоже помню много таких примеров и не только в Кусково. Правильная музыка разгоняет тучи ничуть не хуже пушек.

Какое-то время ожидаем, пока в Танцевальном зале выстраивают ряды стульев. Общее оживление, фото и селфи на память. Приглашают в зал. Никак не могу привыкнуть к блеску его интерьера. Эти высокие стеклянные двери и окна, дарящие свет. Эти играющие на свету люстры. Старинные зеркала. Зеркала в этом зала обладают просто непередаваемым магнетизмом. Расписные стены и потолок. По стенам — подсвечники. По центру зала орган (о нём будет ниже).

Традиционный третий звонок и постепенно стихающий гул. Выходит ведущая. Звучит уже привычная просьба отключить телефоны (поверите — за всю программу НИ ОДНОГО НАРУШИТЕЛЯ!). Объявляет программу — Иоганн Себастьян Бах.

Токаты, фантазии, фуги. Не знаю, что это было, но Бах — такой всегда строгий, серьёзный — консервативный, прозвучал неожиданно мягко и романтично, я бы сказала, ажурно.

В антракте вышли на улицу. Дождик притих. У мокрых тюльпанов ленивая сытая кошка — не старается нравиться. У всех такой благостный вид. А вышли уже после концерта, и туч не осталось. Вечер с Бахом в Кусково вышел на славу.

Публика в этот день проявила завидную активность. Уходить не спешили, подходили к Елене Приваловой. Особенно, дети. Окружили орган, и о чём-то всё спрашивают. Было очень приятно наблюдать их такой живой интерес. Пришлось подождать, но удалось пообщаться с Еленой и мне.

* * *

Лена, спасибо огромное! Программа — чудесная! Бах сегодня походил на влюблённого юношу. Казалось, он где-то рядом и точно доволен. Но о вас. Вы теперь в Москве гостья не частая. Что увело вас в Ригу? Или кто?

Е.П. — Муж рижанин. Он долгое время жил в России, мы в Москве и познакомились. Потом решили попробовать пожить в Латвии, там и узаконили наши отношения.

Рига в постсоветском пространстве Мекка органной музыки. Наверное, и органистов, в том числе, потомственных, «на 1 кв.м» много больше, чем в той же Москве. Как приняло вас рижское органное сообщество?

Е.П. — Она и сейчас остается Меккой для многих органистов. Большая честь играть в знаменитом Домском соборе на одном из самых больших органов Европы. В Лавтии около 300 органов, почти все исторические (старше 100 лет). В Лиейпайя в церкви св. Троицы установлен орган, считающийся самым большим механическим органом в Европе. В этом органе 133 регистра, а в Домском 124. Поэтому, учитывая, что такое богатство инструментария, то и органисты спокойнее относятся друг к другу. Работы на всех хватает! Конечно, меня не сразу допустили к органу Домского, целый год я томилась в ожидании, но как только сыграла первый концерт в октябре 2014 года, администрация мне стала давать регулярные концерты, и с весны этого года у меня уже выступления ежемесячно. Это огромная радость! Рижские органисты меня приняли достойно, профессионально. С некоторыми даже подружились. Моя коллега Кристина Адамайте, одна из лучших органисток Латвии очень высоко оценила мое исполнительское мастерство и рекомендовала в Домский.

В Риге, в церкви св. Павла вы заняты также в каком-то детском проекте. Можете рассказать подробнее?

Е.П. — В этой церкви я начала работать с ноября 2014 года. После успешного концерта в авторском вечере Михаила Казиника пастор Диртс пригласил меня в общину. В церкви я ежемесячно даю один сольный концерт, один детский и иногда замещаю церковного органиста Анджея Ранцевича на службах.

Детский проект возник в январе этого года по просьбе постоянного слушателя. Решили организовать экскурсию-концерт для детей и взрослых. Ведь орган — всегда скрыт от посторонних глаз. Многие даже представления не имеют, что в нем такое количество регистров, несколько мануалов, что играют и руками и ногами, что орган может звучать как голос небесных ангелов или напротив поражать своей мощью. Для каждого концерта подбираю отдельную тему, чтобы было интересно и тем, кто ходит постоянно и для тех, кто попадает на подобное мероприятие впервые.

Благодаря детскому проекту меня пригласили на Латвийское радио (русскоязычное) и там теперь также ежемесячно я рассказываю об органной музыке. Планировали делать сюжеты на 4–5 минут, но оказалось так интересно, что каждый раз растягиваем на 20–25 минут.

В июне будем проводить концерт-лекцию для инвалидов и людей с психическими отклонениями. Этот опыт будет для меня новым, но надеюсь, справлюсь.

Вопрос о детском проекте возник не случайно. Сегодня многие пришли с детьми и меня, признаюсь, удивили их интерес и активность.  Еще до начала концерта обратила внимание на одну живую, непосредственную девчушку лет семи-восьми. Милая такая щебетунья. Но когда села рядом со мной (а мама где-то сзади), я забеспокоилась. Если честно,  не было и нет никакого желания во время концерта отвлекаться на детскую возню или отвечать на детские вопросы. Но, к моему удивлению, егоза всё первое отделение просидела не шелохнувшись. При том, как узнала после, в музыкальную школу не ходит, и не из музыкальной семьи. Во втором отделении место по другую руку от меня занял мальчиш такого же возраста или даже младше. И он тоже почти не вертелся, слушал внимательно  — лишь в такт музыке перебирал пальчики на руках. И эта активность и детей, и родителей после концерта. Интересно, о чём  они говорили, что спрашивали? И насколько типичны эти вопросы? И может знаете  московских коллег, которые проводят занятия подобные тем, которые вы проводите в Риге? Если да, то можете о них рассказать?

Е.П. — Девочка действительно оказалась очень любознательной. Она подошла ко мне в антракте, когда я немного меняла звуковые настройки органа и поинтересовалась, что я делаю… А после концерта села за орган, будто всегда за него садилась и попробовала играть, но, к сожалению, администрация музея уже отключила электричество и звуки издать не удалось. Я ей объяснила, что ногами можно нажимать клавиши педали только в специальной обуви с кожаной подошвой. Девочка поинтересовалась про регистры и мануалы и сказала, что ей очень понравился концерт и она придет еще.

В подобном формате, как я провожу в Риге, в Москве не проводят детские концерты. Есть концерты в Доме музыки, лекции-концерты. Но их отличие в том, что дети сидят в концертном зале, а на моих мероприятиях дети располагаются за мной, сразу за органом, видят, как я играю, какие регистры включаю. Детей, которые постарше привлекаю к ассистированию. Тут иногда даже случаются и обиды… Один из самых магических моментов — включение органа, когда слышно, как начинает работать мотор, начинает дышать орган, издавая различные звуки, шорохи, скрипы. Тут даже взрослые с трепетом затаивают дыхание.

Знакомы давно, а как-то до сих пор ни разу не спросила, как вы пришли к органу?

Е.П. — В детстве при прослушивании записей с органной музыкой я всегда поражалась мощи и величию звучания. В музыкальной школе нам рассказывали, что органист играет ногами, но не объясняли как именно и помню как я разрабатывала свои пальчики на ногах, недоумевая — ну как же можно играть пальцами ног! У меня не получалось, но продолжала разрабатывать (смеётся)

В Оренбурге нет живого органа и впервые орган я услышала в Челябинске, когда ездила на конкурс пианистов уже обучаясь в колледже, конечно звучание произвело на меня огромное впечатление. Играть на органе я начала лишь в 21 год, когда обучалась на третьем курсе в консерватории на музыковедческом факультете. Меня взяла к себе в класс завкафедрой НН.Гуреева и предложила выучить программу для перехода на специальный орган, так как у меня сразу выяснилась хорошая координация, а это просто необходимо органистам.

Значит, ваш родной город Оренбург? Кажется, не так давно вы были там  со своей сольной программой? Это было ваше первое выступление в родном городе? Можете рассказать о том, как это было — что играли, кто из близких и друзей был в зале и что Вы при этом испытывали?

Е.П. — Да, родной город — Оренбург. В прошлом году семья Ерёминых подарила католической церкви двухмануальный орган Viscount, похожий на тот инструмент, что сейчас установлен в Кусково. И о. Павел стал проводить там концерты органной музыки. Конечно, я была расстроена, что в моем родном городе до меня выступали другие органисты, которые играли одну программу в течение трех дней с пятницы до воскресенья. Для того, чтобы как-то обуять свои амбиции и разочарование от того, что я не была первой в своем родном городе (ведь я с 2011 года мечтала там также проводить свой фестиваль, но все не складывалось), я решила устроить грандиозный цикл — «Мистерия органа».

Четыре концерта подряд и каждый с разной программой. Первая «Шедевры эпохи барокко», в которую вошли произведения Д.Букстехуде, Л. Н. Клерамбо, И.Пахельбеля, И.Бёма, А.Марчелло, А.Вивальди, И. С. Баха. Вторая программа «Великий Бах», тут я играла самые его знаменитые сочинения (программа сильно отличалась, от представленной в Кусково 24 мая, из повторов были только три произведения — Фантазия и фуга до минор, Пассакалия до минор и Токката и фуга ре минор). Третья программа «Бах и немецкий романтизм» — из романтиков играла Мендельсона, Брамса, Райнбергера. И четвертая программа «Музыка Франции» — Франк, Гильман, Бёльман, Видор, Вьерн. Четыре огромных программы по 75 минут музыки.

Это было грандиозно. Особенно впечатляюще, для меня лично, прошли программы с Бахом и немецкими романтиками. Это отметили и коллеги — музыканты. На концертах присутствовала моя родня — родители, бабушка, многочисленные родственники. Некоторые дальние родственники ходили на каждый концерт! Мама с папой были очень горды и с трудом сдерживали эмоции, они также поддерживали меня на каждом концерте. Были и мои дорогие педагоги из музыкального колледжа, которые со мной очень ответственно занимались в период обучения. Преподаватель по фортепиано — И. Г. Цыкунова посетила все четыре концерта и затем еще оба детских концерта. На каждом концерте были переаншлаги. Люди стояли в проходах. Церковь вмещает лишь 135 человек, но с дополнительными стульями, скамьями помещалось 200! Я предполагала, что все стоящие люди уйдут через минут 15–20, но каково же было мое удивление, когда выходя на поклон, я обнаружила, что все также стоят!

Это были незабываемые впечатления и от общения с католическими священниками, и с любимыми родными, и с дорогими земляками. После концертов еще долго в социальных сетях слушатели писали сообщения, родители получали восторженные отзывы и вопросы, когда же я вновь приеду? Приятно осознавать, что меня ждут….

Сегодня вы играли на органе фирмы Viscount. Это спонсор фестиваля этого года? Можете охарактеризовать инструмент, на котором Вы играли?

Е.П. — Орган предоставила московская фирма «Форте и пиано», они представляют в России итальянские духовые органы «Ruffatti» и цифровые Viscount. Конечно, цифровой орган это большой компромисс и никакой самый лучший электронный инструмент не сможет сравниться с настоящим органом, пусть даже маленьким. Но в России так мало инструментов, строить новые органы концертные организации не особенно стремятся, ведь это невероятно дорого. Поэтому цифровые органы это спасение не только для органистов, но и для слушателей, которые имеют возможность познакомиться с великолепием органного репертуара. В этот раз я очень волновалась за качество звучания, у нас в Кусково небольшой орган, и как же я была рада услышать положительные отзывы от слушателей, которые не ожидали такого хорошего звучания от электронного инструмента.

Поговорили ещё недолго о планах на будущее, но обещала их пока не раскрывать. Сейчас, в настоящем, Фестиваль в Кусково. По субботам и средам. Иногда по воскресеньям.