Александр Маноцков в Камерном музыкальном им. Покровского. Авторский концерт и Премьера

Автор: | 22.03.2015

titiy_front_374x516Александр Маноцков, российский композитор, равно активно работающий в чуть не взаимоисключающих жанрах. Пишет кантаты, оперы, музыку для камерных и симфонических оркестров — высокого, какого-то даже рыцарского стиля. И какие-то загадочные хоры то в древнерусском, то в грузинском стиле. И что-то, что можно отнести к року — то к ехидно панковому, то чуть не к хардовому. Маноцков пишет музыку очень разную — когда простую, когда сложную настолько, что взрывает мозг. Но всегда очень узнаваемую, очень непохожую на музыку других. Таких, пишущих музыку с очень проявленным характером, из современников я лично, успела узнать всего несколько имён и всегда радуюсь, когда удаётся открыть новое. И прямо чувствую себя счастливой, когда удаётся своим открытием и знанием поделиться, когда удаётся помочь кому-то тоже что-то открыть (не обязательно в музыке).

Так что, если вы с этим композитором ещё не знакомы, предлагаю вам посмотреть и послушать несколько роликов и приглашаю вас завтра, в понедельник 23 марта, в Камерный музыкальный театр имени Покровского на авторский концерт Александра Маноцкого, а чуть позже — 4 и 5 апреля, туда же, в Камерный музыкальный, но уже на МИРОВУЮ ПРЕМЬЕРУ его фантастической оперы  «Титий Безупречный».

К сожалению, я пока личного об этой опере сказать ничего не могу, потому как всё, что о ней знаю, знаю из разосланного театром пресс-релиза. Хотя нет, всё же, чуть больше. Мне повезло — я читала умную и смешную пьесу Максима Курочкина. И читая, хохотала в голос, представляя её героев — Нерегулярную жену, Капитана, Администратора-убийцу, Аналитика, Доктора, самого Тития Безупречного и других. Хохотала, но и представить не могу, как это возможно положить на музыку, как это прожить «в голосе»…. Здесь время добавить ещё одно имя….

Соавтором либретто и режиссёром «Тития Безупречного» в Камерном музыкальном им. Покровсого стал (та-та-та-там) Владимир Мирзоев. И для Мирзоева это третья работа в опер — в 2002 году он поставил в Мариинке две части тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» — «Зигфрид» и «Гибель богов».

Здесь надо бы коротко о сюжете и смысле….предлагаю комментарий Александра Маноцкова:

В неком фантастическом отдаленном будущем земляне, покорив Вселенную, зашли в экзистенциальный тупик. Весь мир охвачен беспросветным кризисом. Власти верят, что литература и искусства содержат некий скрытый смысл, послание, которое, если будет понято, спасет мир.

Некий космонавт нечаянно обнаруживает неожиданные способности к независимому поведению и суждениям, и с ним решено провести эксперимент. Ему показывают оперу якобы по пьесе Шекспира, а на самом деле на сатирически переосмысленный сюжет его «Тита Андроника». В этой опере главный герой — этакий геройский генерал-колонизатор, — претерпевает трагические события, связанные с его отказом от верховной власти, свалившейся на него в результате огромной популярности его подвигов в народе. В финале мы возвращаемся «из оперы» в реальность, к фигуре космонавта — что же он понял? И что поняли мы?

Получается, что в опере два фантастических мира, театр в театре. Первый, как бы «настоящий» мир, решен практически без участия оркестра. Второй, основной мир — опера, которую показывают герою (и публике заодно) — с оркестром, сольными и ансамблевыми номерами и т. п.

Дня премьеры ожидаю с нетерпением чуть не детским. И вот странно, хочется, с одной стороны, чтоб прошла она при полном аншлаге, а с другой — чтоб «без посторонних». Волнуюсь. Достали претензии обиженных и оскорблённых и следующие за этими претензиями «процессы»….уже не наешь, что и кого обидит в ближайшую минуту, кто и как какое слово, какую картинку как превратно «поймёт и страктует» (тьфу-тьфу-тьфу).

Итак, ещё раз.

Завтра, в 19.00, в Камерном музыкальном театре имени Покровского (ст. метро Театральная, ул. Никольская 17, стр. 1) — авторский концерт композитора Александра Маноцкого. А ещё через 11 дней, там же, в Камерном музыкальном,  МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА его новой оперы, в постановке Владимира Мирзоева. Очень неожиданной истории о Землянах, покоривших Вселенную и — зашедших в очередной, но теперь уже, Вселенский тупик…