Re: на «Концерт по заявкам»

40-272-IMG_0444

С 6 по 12 января в Москве, в Рахманиновском зале Московской консерватории, прошли концерты XVIII Фестиваля камерной музыки «Возвращение», из которых мне «достался» лишь последний — «Концерт по заявкам». По объёму, накалу, по времени звучания его программы с лихвой хватило бы не на вечер — на два…

О фестивале и участниках написано столько, что ещё один голос в общем хоре уже не так уж и важен. Потому позволю себе остановится на том, что на том, что стало неожиданным и более ярким для меня в тот вечер. . Это «Вариации Брамса на тему Гайдна» для двух фортепиано и неизвестные мне до того Добринка Табакова со «Spinning a Yarn»» для скрипки и колесной лиры и Девид Ленг с «Forced March» («Марш-бросок») для флейты, бас-кларнета, тромбона, фортепиано, ударных, электрогитары, скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Пожалуй, эти три произведения я бы выделила из прочего, каждое дополнила и разнесла бы пр трём вечерам.

Начну с Брамса, прозвучавшего в исполнении Александра Кобрина и Фредерика д’Ориа Николя. Кобрин — выпускник Московской консерватории, Д’Ориа-Николя — Гнесинки. Встречаться «за роялями» им не впервой. В их прочтении «Вариаций», помимо обязательного — внятных и ясных музыкальных фраз и непременного же — диалога, были ещё такая свежесть и лёгкость, словно темы и вариации рождались немедленно — «здесь и сейчас». Какие они в жизни — не знаю, а на сцене, Николя показался (прозвучал) романтичным и нежным, таким добрым, даже всепрощающе снисходительным. Кобрин более ироничный, даже — насмешливый, острый, колкий, увлекающийся. Их диалог друг с другом не «салонная беседа», а непрекращающийся спор двух очень близких друзей. Кажется, я много слышала Брамса, но это было совсем что-то новое…потребовала бы продолжения, но с кого?

Прямо детское любопытство вызвала заявленная в программе «Spinning a Yarn»» для скрипки и колесной лиры. Заинтриговали, собственно, сама «колесная лира» и незнакомое имя. Добринка Табакова (1980) — родилась в Болгарии, живёт и работает в Великобритании. Колесная лира — «язычковый фрикционный музыкальный инструмент» — поясняет Википедия. Оттуда же узнала, что в старину колесная лира была инструментом менестрелей, а после перешла к бродягам и нищим. Звучание этой лиры и сам её вид были в записи — такая своеобразная видео-минусовка к выступлению Романа Минца. Партию лиры записал тот же Минц. Звучало это….необычно — раз, красиво — два, мистически — три. Знаете, когда мелодия прорастает из скрипов, шорохов, охов и вздохов. Исполнялось это ещё и в темноте (я бы добавила луну на потолок). Заинтересовавшись, нашла записи и других сочинений Табаковой…небольшая подборка из того, к чему захочу вернуться, здесь…

И ещё один наш современник, американский композитор Девид Ленг (1957), ставший в США  композитором года (2013). Прозвучавший в программе «Forced March» («Марш-бросок») назвала бы (неслышно для музыковедов) «готическим минимализмом». По звучанию, по динамике, по напряжению….очень яркое впечатление…. опять же, хорошо бы повторить. После нашла и прослушала записи других сочинений Ленга. К какому стилю-направлению отнести его музыку — не знаю. Музыка Ленга не бередит, не тревожит, втягивает в размышления. Но это в большей степени относится к тому, что услышала после — не к маршу. А марш….от него прёт такой силой, и дикой, и в то же время стройной. Там такие потрясающие ритмы и такая свобода. Лучше бы, конечно, услышать…. кое что из творчества Ленга здесь (марша в записи не нашла).  «Forced March» на «Возвращение» играли Мария Алиханова, Антон Дресслер, Аркадий Старков, Михаил Мордвинов, Андрей Дойников, Дмитрий Илларионов, Роман Минц, Сергей Полтавский, Петр Кондрашин, Павел Стёпин, Филипп Чижевский

XVIII Фестиваль камерной музыки «Возвращение» завершился. Хочется верить и думать, что им ничто не помешает вернуться и собраться через год. И через два. И через двадцать два. Пусть так и будет. Да….

PS: здесь немного фотографий последнего, четвёртого дня XVIII Фестиваля камерной музыки «Возвращение».