ГАБТ: «История Кая и Герды» от Сергея Баневич

Автор: | 07.12.2014
О новой работе Большого театра — опере петербургского композитора Сергея Баневич «История Кая и Герды» рассказывает музыкальный критик  Елизавета Николаевна Дюкина
 
DyukinaВ Большом театре радостное событие — на его Новой сцене появился детский оперный спектакль. Была выбрана опера петербургского композитора Сергея Баневич «История Кая и Герды», в основе которой лежит сказка Андерсена о Снежной королеве, автор либретто Татьяне Калинина. Опера была написана композитором в 1980 году, и её тут же поставил Ленинградский, ныне Мариинской театр. К «Истории Кая и Герды» не раз обращались различные театры, поэтому она имеет несколько редакций. Приглашённые на постановку дирижёр Антон Гришанин и режиссёр Дмитрий Белянушкин выбрали редакцию 1996 г., сократили её, чтобы дети могли выдержать оперный спектакль, сделали свою редакцию, которую показали композитору. Баснер не только принял изменения, но и по просьбе постановщиков дописал музыкальный материал. Так что Большой театр имеет эксклюзивную редакцию оперы..

Спектакль задумывался и был осуществлён в основном как молодёжный и современный. В нём заняты все артисты Молодёжной оперной программы Большого театра, её выпускники и солисты Большого. На каждую роль, а их много, по четыре, а то и пять составов. Молодой дирижёр Антон Гришанин, отличный музыкант и очень энергичный человек, режиссёр Дмитрий Белянушкин, недавний выпускник ГИТИСа. И только художник, мэтр отечественной сценографии Валерий Левенталь, у которого с современностью явно не сложились отношения. Декорации красивы, но они какие-то неживые, просто меняются статичные картинки. В целом всё оформление сделано в стиле 70-80-х годов прошлого века. Есть, конечно, симпатичные находки: забавный лес, где в дуплах деревьев прячутся разбойники, сцена с очаровательным оленем, на котором Герда отправляется в царство Снежной королевы, блистающее холодным светом. Но есть и неудачные моменты. Художник придумал маленькие в рост человека домики, в которых живут обитатели городка Оденса, где происходит действие сказки. К тому же домики сами передвигаются по сцене. Они напоминают детские заводные игрушки, а порой и бутафорию, которая мешает действию. На них всё время натыкаются артисты хора, а иногда герои с трудом протискиваются междудомиками, чтобы уйти со сцены. Новой постановке явно не хватает современных световых технологий, которые позволили бы декорациям не только мгновенно меняться на глазах у зрителей, что всегда особенно нравится детям, но и стать живыми, осязаемыми участниками действия. И ещё одно замечание. Очень важна для завязки конфликта сцена троллей, которые собирают из осколков зеркало зла, чтобы расстроить ненавистную им весёлую и счастливую жизнь горожан. Сцена происходит в темноте, трудно рассмотреть, что они делают, а главное непонятен текст, так как дикция у хора полностью отсутствует. А ведь детям так важно сразу войти в атмосферу сказочной оперы и понимать, что происходит в данный момент, и что будет происходить дальше.

Музыкально спектакль сделан дирижёром Антоном Гришаниным отлично, прочерчены все музыкальные темы, точно выстроены характеры героев и их взаимоотношения. Оркестр, что называется, работал с солистами на одном дыхании, не заглушая их, так как соблюдён баланс звучания оркестра, солистов и хора. Что же касается режиссёра, то ему не всё удалось. Довольно скучноватыми и статичными были первые картины: уже упоминавшаяся сцена троллей и первая картина у горожан. Но начиная с третьей картины первого акта, где жителей Оденса развлекает труппа бродячих артистов, всё оживает, как будто действию подключили новый моторчик, и уже до конца оперы зрители оказываются вовлеченными в события, происходящие на сцене.

В спектакле много отличных вокальных и актёрских работ. Кай — Борис Рудак. Это партия точно создана для артиста. Звонкий голос, бездна обаяния. Его Кай светится радостью и добротой к окружающим, ему так интересно жить. Мальчик всё успевает: и почитать книгу о дальних странствиях, и поиграть с Гердой, и повеселиться на улице. Артист сумел показать и процесс взросления своего героя, когда он из любопытства оказывается во власти злобной Снежной королевы. Кая спасла Герда Кристины Мхитарян. Тоже прекрасная работа молодой певицы. Герда Мхитарян нежная и трогательная, решительная и мужественная, когда бесстрашно сражается с разбойниками, любящая и верная. Как красиво сливаются голоса Мхитарян и Рудака в песне, которую они любили петь в своём домике в Оденсе. Появление Герды у Снежной королевы и воспоминание о песне помогли оттаять сердце Кая и вернуться домой.

Одна из удач спектакля образ Фонарщика в исполнении Андрея Жилиховского. Замечательного персонажа придумали композитор и либреттист оперы. Он исполняет функции Сказочника, но главное, что он- Фонарщик, добрый и мудрый даритель света и тепла домашнему очагу. У героя Жилиховского несколько сольных монологов, в которых он рассказывает об истории жизни Кая и Герды, грустит о наступающей зиме, злых проделках троллей и предстоящем появлении Снежной королевы Поёт о самом печальном на свете — нелюбви, радуется со всеми наступлению весны и возвращению Кая и Герды. В силу своей актёрской одарённости, красивого и богатого обертонами голоса и необыкновенной положительной харизмы артист превращает эти монологи в общечеловеческие рассуждения, которые сразу захватывают и взрослых, и маленьких слушателей и каждый раз сопровождаются аплодисментами.

Не только положительные персонажи нашли интересных исполнителей. Виртуозно сыграли двух троллей молодые артисты, солист театра Олег Цыбулько и артист Молодёжной программы Арсений Яковлев. Страшные на вид их персонажи оказываются на деле глупыми и смешными. Яркий образ Маленькой разбойницы создала Екатерина Арну. Ее имя на оперном небосклоне появилось на проекте «Большая опера» в прошлом году. Огромное красивое сопрано и полное отсутствие школы академического пения. В этом году Большой театр рискнул пригласить певицу в спектакль «История Кая и Герды» и не прогадал. У неё получилась очень привлекательная, грозная на вид, но нежная в душе героиня. Недаром же Маленькая разбойница в финале появляется в городе рядом с Гердой и Каем. Дебютантка на оперной сцене проявила артистичность, пластичность, актёрскую заразительность, отличную дикцию, чувство меры и стиля, что очень важно для детского спектакля. Если она начнёт серьезно заниматься вокалом с хорошим педагогом и сбавит десяток килограммов весу, то у Большого театра появится настоящее драматическое сопрано. Трое солистов Большого театра порадовали интересными работами второго плана: это Валерий Гильманов в колоритном образе Атаманши и Максим Пастер и Андрей Григорьев, которые сначала были запоминающимися актёрами бродячей труппы, а затем разбойниками, скорее забавными, чем кровожадными.

Очень приятно, что Большой театр по-настоящему серьёзно подошёл к постановке детского оперного спектакля, помятуя известное высказывание, что для детей надо ставить и играть как для взрослых, только ещё лучше.

Елизавета Дюкина.