Мексиканский тенор зажигает московскую публику

Автор: | 30.10.2014
_DSC06715-min В рамках своего европейского турне по 11 городам разных стран мира в Москве, в Концертном зале им. П.И. Чайковского, выступил мексиканский тенор Роландо Виллазон. Рассказывает музыкальный критик Елизавета Дюкина

Роландо Виллазон —редкий гость в российской столице. За свою активную 15-летнюю певческую карьеру Виллазон всего второй раз приехал в Москву. Первое его выступление в Зале им. Чайковского состоялось в 2006г. Москвичи конечно же запомнили этот его яркий визит с мировой оперной звездой Анной Нетребко. За прошедший восьмилетний перерыв много что произошло в судьбе певца. Он выступал в разных престижных оперных домах, но часто уходил со сцены из-за проблем со связками, потом операция и небыстрое восстановление. В 2010 Виллазон снова появился на сценических подмостках. Это был спектакль «Любовный напиток» в Венской Штаатсопер, в котором он спел свою любимую партию Неморино. Теперь его второй концерт в Москве, в том же Концертном Зале им. П. Чайковского, которого так ждали поклонники творчества певца.

Роландо Виллазон снова выступал с партнершей — на этот раз ею стала сопрано из Южной Африки Пумеза Матшикиза. Концерт сопровождал Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» во главе с нашим соотечественником Герасимом Воронковым, уже давно покинувшим Россию, много лет сотрудничающим с театром «Лисеу» в Барселоне, выступающим и преподающим во многих странах мира. Программа концерта была разнообразной. Она включала в себя арии из опер и испанские сарсуэлы.

Начали с музыки французских композиторов. Открыла первое отделение увертюра к неизвестной в России опере Массне «Король Лахорский», сыгранной довольно тускло. Затем Роландо Виллазон исполнил Молитву Родриго из оперы Массне «Сид». Его сменила Пумеза Матшикиза, стройная красавица с копной черных курчавых волос и огромными чёрными глазами. На ней было пышное белое платье с массой оборок, и партнёру было непросто с ней общаться, всё время боялся наступить на пышный шлейф её платья. Она неудачно выбрала первое произведение — Элегию Массне, отлично известную всем и прежде всего по непревзойдённому исполнению Федора Шаляпина. Непонятная оркестровка и пела Пумеза непонятным голосом: то ли меццо, то ли басом. В памяти осталось только виолончельное соло Александра Забабуркина. Замечательный тонкий и одухотворённый музыкант еще не раз радовал слушателей своей виолончельной кантиленой на протяжении всего концерта. Когда же Пумеза Матшикиза и Роландо Виллазон исполнили дуэт Лейлы и Надира из «Искателей жемчуга» Бизе, стало понятно, что молодая певица обладает большим и красивы голосом, подвижным и выразительным. К сожалению, пока в её пении были заметны вокальные погрешности. Но певица молода и, судя по всему, трудолюбива, так что и мастерство, и стабильность к ней придут обязательно.
Пумеза родилась в ЮАР, училась в музыкальном колледже Кейптаунского университета, продолжила образование в Королевском колледже музыки в Лондоне под руководством Мишеля Вала, принимала участие в мастер-классах многих прославленных певцов и педагогов, среди них Кири Те Канава, Рената Скотто, Илиана Котрубас. В сезонах 2007-2008 и 2008-2009 Пумеза была участницей молодёжной программы Королевского оперного театра «Ковент-Гарден», где дебютировала в роли Девушки-цветка в постановке «Парсифаля» Р. Вагнера. Здесь же спела партии Рабыни в «Саломее» Р. Штрауча, Невинной девушки в «Минотавре» Х. Бертуистла, Тибо в «Дон Карлосе» Верди, Колдуньи в «Дидоне и Энее» Перселла и Дремы в опере Хумпердинка «Гензель и Гретель». На протяжении двух последних сезонов Матшикиза выступала в Штутгартской опере, где её репертуар пополнился ролями Нанетты и Мими в «Фальстафе» Верди и «Богеме» Пуччини. Кроме того, она спела Анхен в «Вольном стрелке» Вебера, Сюзанну в «Свадьбе Фигаро», Церлину в «Дон Жуане» и Памину в «Волшебной флейте» Моцарта. Сезон 2014-2015 очень насыщен для молодой артистки. Это и участие в европейском турне Роландо Виллазона, и дебюты на сцене Цюрихской оперы, и выступления в сопровождении Симфонического оркестра ВВС и Ливерпульского Королевского симфонического оркестра , а также намечен релиз её первого сольного альбома компанией Decca Classic, которая заключила с певицей эксклюзивный контракт.

Но вернёмся к концерту, который продолжил оркестр, элегантно сыграв Интермеццо из оперы Пуччини «Манон Леско», тем самым начав цикл итальянской оперной музыки. На высоком градусе исполнил Роландо Виллазон Плач Федерико из «Арлезианки» Чилеа, излив в нём страдания своего героя. Трогательной была Матшикиза в арии Лиу из «Турандот» Пуччини. Затем Пумеза и Роландо спели любовный дуэт Мими и Рудольфа из первого акта «Богемы» Пуччини и под аплодисменты зрительного зала удалились на перерыв.

Второе отделение началось весёлой увертюрой к комической опере Доницетти «Дон Паскуале», как бы предвещая дальнейшее театральное действо. Действительно, артисты не просто спели, а разыграли настоящий спектакль —свидание первой сельской красавицы богатой фермерши Адины и влюблённого в неё робкого крестьянина Неморино из «Любовного напитка» Доницетти. Чтобы стать смелее он покует у приехавшего в село шарлатана Дулькамары обычное вино, которое тот выдает за волшебный элексир — выпей его и будешь неотразим в любви. Все было в этой сцене: ссоры и примирения, и любовный напиток, который незаметно попивал Неморино, раздражая свою возлюбленную развязностью выпившего человека. В ход пошли и разноцветные шарики, которыми Адина и Неморино жонглировали. Обладающий харизмой и обаянием Виллазон не только прирождённый актер, но как выяснилось, и режиссер. Он отлично выстроил эту сцену, вовлекая в действо и публику, кидая время от времени в зал шарики, которые символизировали смену чувств и настроений героев, помогая им выяснять отношения. Недаром Виллазон уже начал выступать и в качестве режиссёра, удачно поставив пару спектаклей, в том числе и «Любовный напиток». Под стать ему была и партнёрша, весёлая и заводная. В розыгрыше участвовал и оркестр под чутким руководством Герасимова Воронкова.

Во время этой сцены Виллазон и Матшикиза распелись. Голоса звучали отлично , что помогло дальнейшему успешному течению концерта. Удивительно проникновенно исполнил Виллазон страстный любовный монолог Неморино— его знаменитую арию « Una furtive Lagrima», а Пумеза была очаровательна в арии Нанетты из комической оперы Верди «Фальстаф». Затем наступил черед испанской сарсуэлы. Ярко и эмоционально прозвучал у певца Романс Жермана из сарсуэлы «Виноградная лоза», а оркестр стильно сыграл Интермеццо из «Свадьбы Луиса Алонсо» Х. Хименеса. За пультом стоял Герасим Воронков, которому часто приходилось дирижировать сарсуэлами. Он знает этот жанр и умеет его эффектно подавать, чем и заразил музыкантов. Пумеза предложила слушателям арию Консепсьон из оперы Равеля «Испанский час». Во втором отделении певица была одето в скромное чёрное платье, которое не мешало ни партнёру, ни ей самой разыгрывать характеры героинь. На этот раз она создала образ молодой и сексуальной красавицы , жены часовщика средних лет, которая ловко меняет любовников и устраивает свидания с ними в единственный день в неделю отсутствия мужа дома. Заканчивая вечер, артисты исполнили дуэт из сарсуэлы М. П. Морено «Дикий кот», обнаружив взрывной темперамент, чем заслужили самые восторженные овации зрителей. Конечно была масса цветов и «бисы». Но самой желанной стала Застольная из «Травиаты» Верди. Конечно, Роландо вальсировал с Пумезой, и даже в порыве страсти спрыгнул со сцены в зал и немного покружился в вальсе с выбранной им зрительницей.

Вот так ярко закончился концерт всемирного известного тенора Роландо Виллазона и его молодой партнёрши Пумезы Матшикизы. Спасибо Фонду развития искусств «ФОРИС» во главе с Еленой Опорковой , что пригласил певцов в Москву, а те в свою очередь подарили слушателям праздничное настроение и массу положительных эмоций.

Елизавета Дюкина