Хорошо бы мне ошибаться

Автор: | 24.05.2014

Прочитала сейчас на портале газеты Культура текст Александра Андрюхина….словно окунулась в ушат чего-то невыразимо грязного.

Мне далеко не все работы Гоголь-центра близки…мне сегодня вообще трудно какой-то из театром назвать 100% своим — разные постановки вызывают разные чувства…но это же нормально? Мы все очень разные. Мы разными задаёмся вопросами и с разной остротой воспринимаем и чувствуем. Я отношусь к поколению более взрослому и думаю, и более, прямо скажем, закосневелому. Не всё могу в Гоголь-центре принять. Так, мне не понравился  «Страх» — позже поняла, он никак не перекликнулся с моим опытом. ….но просто потрясли «Идиоты» — а здесь, напротив, прямое попадание, о чём, кажется, и пишу (нахожу эту постановку гениальной, и время только укрепляет в этой мысли)….

За «Весну» по пьесе Франка Ведекинда в постановке Серебренникова, даже при несовершенстве игры ещё не обременённых опытом актёров (я смотрела первый или второй показ) можно было бы дать какой-то специальный орден, если бы наше государство озаботилось награждать орденами тех, кто заботится о нравственном здоровье молодёжи. Гоголь-центр самым удивительным образом сумел закрепиться в самой отторгаемой нише…. — среди тех, кто не представляет никакого коммерческого интереса, тех, на ком не заработать….тех, кому сегодня 15-16-17-20…да даже мне, матери взрослого сына интересно то, о чём не боится говорить театр…

Ведь много же лучше разбирать острые ситуации, разыгрываемые актёрами на сцене, чем оказаться героем одной и них в жизни…разве то сложно понять?

Разгорячилась, потому что не понимаю, как человек, обличённый пером, мог позволить себе этим пером писать в таком тоне?

Читаю у Александра Андрюхина в газете «Культура»:

«…Спектакль о 14-летних подростках, возрастной ценз 16+. Зрительный зал заполнен до отказа. Первые бурные овации разразились после того, как учащиеся гимназии дружно выматерились под финал исполненной хором песни. 
/Речь о спектакле «Пробуждение весны«/
Вскоре подоспела и клубничка. Гимназист по имени Мориц под одобрительный смешок зала начал мастурбировать во время чтения Шекспира. Второй — по имени Мельхиор — на практике объяснял ровеснице из соседней гимназии, откуда появляются дети. Похоже, она не имела об этом никакого представления. По ходу пьесы Морица пытается заманить к себе его подруга. Но юноша не в настроении. Он не сдал экзамен и за это получил затрещину от отца. Чем не повод прыгнуть с крыши? Спрыгнул. Похоронили….»

Думаю, автор что, такой счастливчик, что не знает о том, что такое бывает? Да уж, знание и понимание, откуда берутся дети, приходит не с рождением…и до сих пор случается (и в нашей светлой, прекрасной и благополучной стране, тоже!), что узнавание приходит с опытом, который бывает не всегда удачным и красивым, а очень даже часто — поспешным. И говорить об этом с подростками очень сложно! Да, постановка сколь сложная, столь и смелая. Да, она спорная! Но — честная. А со сцены возможен разговор на любую тему — если этот разговор искренний и честный. Спорить и ломать копья лучше на темы и ситуации на сцене, чем провоцировать и создавать эти самые темы и ситуации в жизни. Это нормально, что у каждого театра свой зритель. И совсем здорово, когда у каждого зрителя свой театр. Прекрасно, что он есть у 17-летних. И совсем замечательно, что этим 17-летним в этом театре комфортно. Вырастут, в том числе и из этих тем, поймут, откуда берутся дети и что удовольствие от мастурбации ничто, в сравнение с той радостью, которую способны подарить любимые женщина или мужчина, и пойдут в другой театр, уже на классического «Гамлета», чтобы неспешно ответить на другой вопрос — «быть-не-быть?».

Не знаю даже, что ещё сказать….знаете, бывают статьи не очень грамотные, бывают не очень умные….бывают «не о том» (наверное и у меня случаются и те, и другие)….всем не угодить, да и не стоит угождать… передёрнуло и вызвало шквал эмоций то, что статья Александра Андреева в «Культуре» — злобная. И очень похожа на одобренную и даже «прошенную», на «розги»…Потому что критик, да и журналист, пишущий на тему культуры (театра) и имеющий целью понять и разораться, не стал бы  валить все работы театра в одну кучу — они все — разные. Похоже, господин А.А. потрудлся здесь кому-то в угоду… а ещё похоже, что это такой наш крен…новое направление…и хорошо бы мне ошибаться