РНО и Пааве Ярви — Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Шостаковича

1-IMG_1978
Говоря о художниках часто отмечают и их интуицию и сверхчувствительность. Мол, не суть, чем художник оперирует — глиной, краской, словом, звуком…всё приходит к ним по каким-то каналам из Космоса.

Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича была им написана в Ленинграде, в самое страшное для его жителей время. Им же — городу и пережившим-не-пережившим эту трагедию жителям Седьмая и посвящена. Однако главная тема Седьмой была написана задолго до того. Я о той, тревожной наступательно-барабанной теме…которая поначалу кажется лишь немного морозящей и неприятной, но всё больше наливается звуком и кровью и надвигаясь, превращается в зловещую чёрную тучу…безжалостную тучу из сапожных подошв…и эта туча из страшных солдатских подошв, накрывает и вытаптывает всё, что так ценно и любимо…перекрывая собой не просто солнце и свет, но даже просто воздух….

И вот эта страшная тема пришла к композитору задолго до блокады. Предчувствие? Знак и указание свыше — «Тебе и воспеть и оплакать придётся…»?

Ленинградская Дмитрия Шостаковича — памятник. Не из гранита — из страха, боли, страдания, ненависти и — Любви. Всеобъемлющей…

В детстве, даже когда не знала и не понимала, кем, о чём и когда написана была эта музыка, заслышав, холодела и немела. Можно представить, что испытывали слушавшие её тогда, в сороковых — каждый, наверное, выплакал боль и душу. Ленинградская впервые прозвучала в марте 42-го…на живую рану. Но сила Ленинградской такова, что и сегодня что-то открывает, устанавливает какую-то сокровенную связь…будит память и рвёт душу. И вот ещё, словно соблюдается какой-то негласный кодекс, но исполняют её не всуе, а всегда в память.

15 марта Ленинградская, в исполнении Российского национального оркестра звучала в Зале Чайковского. За дирижёрским пультом в тот вечер стоял Пааво Ярви.

И вновь, под чёткий сапожный ритм, поначалу неясной пылью, вскоре обернувшейся в давящую чёрную тучу, накрыло зал… и пробудилась память, и душа содрогнулась…такое нельзя забывать, как бы не было больно помнить

Памяти всех погибших во время Блокады и Великой Отечественной войны.
PS: и оркестр и дирижёр заслуживают самых громких слов, уже тем, что словно очистили душу от коры….но именно потому, что так они это сделали, кажется неуместным говорить что-то в их адрес.