В Другие миры с Рабиновичем-Бараковским (2)

Автор: | 10.02.2014

Часть 2. Начало здесь

06-рабинович5

Итак, ещё перед концертом договорилась с Александром о встрече через пару дней. Но договорились как-то «неопределённо» — «посмотрим, если будет время…давайте утром или днём…позвоните в 11». Позвонила, договорились на 12 в Доме композиторов….а Москва встала — «неожиданно» выпал снег.

Бессовестно опоздав, чувствовала себя несколько неловко. Недовольно нахмуренный вид маэстро почти не оставлял надежды. В попытке задобрить, рассказываю о чудесном  знакомстве, случившимся со мной тогда на концерте (эта история здесь) и цитирую даму, с которой тогда познакомилась:

«….в театры драматические и даже в оперные ходить перестала. Нет, не потому что плохо играют. Возраст наверное такой. В театре же, в хорошем, у режиссёра уже своё мнение обо всём, он пытается донести, научить. А чему меня учить, когда я жизнь прожила. А музыка даёт мне энергию. Она же пробуждает во мне чувства! …»

«…Вот он сейчас отыграл (а говорилось это в антракте), а всё увидела, всё почувствовала, представила. И ни одного бранного слова. Я же увидела и почувствовала всё что в нём, всё, что думает, чем дышит… и сама же это пережила. Где в моём возрасте получить столько прекрасных эмоций? ….» — передаю слова своей новой знакомой.

Лицо у Рабиновича-Бараковского  красивое и выразительное.  Картинное…то пиратское что-то мелькнёт, то испанский идальго. И глаза — то неподвижные, в себе, то вдруг живые, быстрые.

Спрашиваю, что об этом думает, часто ли доводилось слышать что-то подобное, приятно ли ему…?

— А я даже не на свой счёт это воспринимаю, — отвечает
— Но это очень приятно. После этой истории я не смогу нормально жить, — улыбается, но видно, что это не совсем шутка.

Но оттаял.

 

Уточняю, какие вопросы ему не интересны.

А. Р-Б: Технические и теоретические. Я очень редко слушаю с технической точки зрения. И когда меня спрашивают, что я сочиняю, что сделал, почему то всех интересует, как это сделано. Мне абсолютно наплевать. Технический жаргон, это и техническая сторона меня меньше всего интересует. За исключением того, что мне очень нравится, того, что я люблю. Тогда мне становится интересно  «а как это сделано».

Это как я спросил как-то одну композиторшу, давно было ещё, очень давно, лет сорок назад, в Париже. Структуалистка. И это был с моей стороны немножко провокационный вопрос. Я спросил, любители вы концерт Брамса для скрипки? А я знал, что она даже не знает этого концерта. Это как один роман был такой —«Любите ли вы Брамса?».

«Когда я его анализирую, да»  ответила она мне. Для меня это не музыкант, ответ не музыканта. Я концерт Брамса знаю, я даже его дирижировал с одной скрипачкой. И я его люблю очень. Но я бы не стал его анализировать, если бы он мне так не нравился. А то, что я люблю, то мне интересно анализировать. Но анализ сам по себе, без любви и интереса.? Если бы анализ был такой всесильный, любой мог бы что-то проанализировав, какой-то шедевр, тоже мог бы сесть и написать, свой шедевр. А почему-то этого не происходит.

Вот то же понятие, минимализм, о котором часто спрашивают, это тоже технический термин. Я не понимаю такие вещи. Я называю музыку Третьей практикой. А это связано с размышлениями о жизни, о существованиях, о смыслах. Это рассуждения и мысли, и не только мои, но рассуждения и мысли других людей, которые мне показались интересными. Это мне интересно. Это музыка, это в музыке.

Сейчас и в физике и в астрономии очень популярна идея энергетики. Много говорят о космической энергии. Да? Но так как мы в себе содержим весь Космос, то можно провести параллель космической энергии с психической энергией. Можно отталкиваться от того, что изучают физики и астрономы, например там, последняя Теория струн. Она очень музыкальная теория. Это вибрирующая энергия. И умная энергия. Потому что Космос, это живой организм и конечно от него исходит умная энергия. Эта энергия сопоставима с психической энергией, благодаря тому, что космическая энергия сопоставима с психической энергией, то возникает такой «союз нерушимый» этих энергий.

Почему психическая энергия меня интересует, потому что это связано с тем, что называют антропологическим фондом человечества. А антропологический фонд, как считает один трансгенеолог (трансгенеалогия  новое движение в психоанализе, появившееся лет 20 назад), так вот, он говорит, что этот фонд антропологический, родственен шаманизму. На чём построен шаманизм? Прежде всего, на путешествиях. На идее путешествия. А путешествие неразрывно связано с идеей движения. Движения не только физического, но также и движения мысли, движения духа. Астральное движение, астральные путешествия, это отсюда же. В шаманизме, чтобы отправиться в астральное путешествие необходимо войти в состояние транса. Что они там используют для этого, это уже их дело  или травки, или ещё что

Мне интересна попытка достижение этого состояния, состояния транса и путешествия. Через то, через те средства, которые мне доступны. Через мысль и музыку.

 Вы к этому пришли когда? Двадцать, тридцать лет назад? Ещё раньше?

А. Р-Б: Я пришёл к этому интуитивно. Очень давно это было. Больше сорока лет назад.

 А прикладное значение это может иметь?

А. Р-Б: Прикладное? В каком плане?

 Может ли музыка помочь в болезни? Можно ли считать музыку целительской практикой?

А. Р-Б: Так это меня как раз и интересует. Психотерапевтический эффект, очень важный аспект музыкальной практики.

 Вы проводили какие-то эксперименты?

А. Р-Б: Я провожу эксперименты только с собой. Во все времена люди  композиторы, музыканты, пытались выразить через музыку невероятное множество эмоций. В первую очередь, эмоции, вызываемые любовью и возникающие во время сражений. Спектр этих эмоций мы найдём во всех музыкальных периодах классической музыки  в классицизме, барокко, романтикеи в 20-м веке, когда первенствовали сарказм и ирония. То, что Томас Манн назвал «эстетикой варварства» (это просто определение, без морализма).

И это была Вторая практика, музыка Второй практики.

И понимаете, всё что можно было выразить, высказать об эмоциях, о наших эмоциональных состояниях, о том, что мы в себе содержим, уже высказано и мне высказываться об этом, наверное, не имеет смысла. Это уже миллион раз был высказано. Это не означает, что мне не свойственны эмоции. .

 Понимаете, вот речь человеческая, она состоит из элементов.иерархия этих элементов переменчива.
 Понимаете меня?

Кажется, по моему лицу видно, что пытаюсь, но не слишком успешно.

А. Р-Б: Естественно, что музыка без эмоций, это совершенно бессмысленно. Но эмоции могут быть выражены непосредственно, и эмоции могут быть подвергнуты анализу.
Если музыка второй практики, это как бы композитор обращался к музыке, как к психотерапевту, чтобы высказать, всё что у него на сердце. А мне интересно сердце, не выражающие эмоции, а такое, умное сердце, понимающее сердце, мыслящее. Тем более обнаружено, насколько я знаю, около 40 тысяч нейродов в сердце. Так что, сердце, это тоже думающий орган, орган мыслящий.

Мне интересно вместо того чтобы обращаться к аналитикам, как бы анализировать эти эмоции, эти стереотипы, которые в нашем подсознании. У меня где-тоглубоко в подсознании заложены стереотипы Второй практики, мне интересно их анализировать. Таким образом я выполняю роль сам своего собственного аналитика. Получается, в музыке Третьей практики сердце размышляет, думает, анализирует. Этот процесс  в музыке. И я могу быть своим собственным психоаналитиком и таким образом, эта Третья практика приобретает практическое применение (заразительно смеётся). Наверное, это даже можно назвать «музыкальной психотерапией»

 А за пределами музыки, или, помимо музыки, вам что-то помогает разобраться с эмоциями и стереотипами? Что ещё есть в Вашей жизни и что Вас интересует, увлекает, притягивает?

А. Р-Б: Всё! И меня особенно интересует и увлекает эта новая система взглядов или науки, то, о чём я вам уже говорил  трансгенеалогия. Это действительно очень интересно. Раньше это было под полным запретом, но сейчас немного изменилось отношение. Для них очень важны восточные традиции  даосизма и шаманизма. И вот уже отталкиваясь от даоизма и шаманизма они формулируют свои концепции, которые мне очень интересны.

Здесь к нашей беседе подключился Алексей Любимов. Русло беседы дало виток и от темы Третьей практики мы как-то отошли. Было интересно слушать и наблюдать двух ярких, умных, неординарных мужчинтаких разных  внешне, суждениями, тем, как держались и  таких, по отношению друг к другу тактично терпимых

Не знаю, насколько интересны эти наблюдения вам.? На самом деле, должна признаться, что встречалась и беседовала не для того, чтобы угодить этими своими впечатлениями и рассказом  были свои вопросы, которые вслух и не звучали и ответы на которые, тем не менее, получила. Впечатление Рабинович-Бараковский произвёл.сильное? завораживающее? не могу подобрать слова не «случайное», что ли..и редко, но встречаются в жизни люди, которых равно интересно и наблюдать, и слушать вот он, несомненно, из этого числа.

К слову, в общей сложности проговорили без малого четыре часатак что, есть ещё материал для расшифровочки..

Продолжение следует