Re: Как проехать из до минора в до мажор

Автор: | 07.12.2013

Антон Батагов 5 декабря

05.12.2013
Если заглянуть в новостные архивы, этот день (а также, ночь, утро и вечер), несомненно, себя чем-то проявили. Что же из этих 24 часов запомнилось мне?

Новости и в Интернете смотрю редко, пока кто либо не постарается заставить меня их заметить. Телевизор перестала включать даже и в Новый год, отдельные выпуски каких-то передач смотрю на ю-тюбе. Радиоприёмник имеется, но стоит под столом и сигнал его у нас не стабильный — шипит и чихает а потому и его не включаю. Вот и получается, что единственно памятным событием этого дня стал для меня концерт Антона Батагова. В этом сезоне третий – был в Рахманиновском зале, в Камерном зале дома музыки и вот, 5-го декабря в малом зле Гоголь-Центра.

«Как проехать из до минора в до мажор» — так назвал свою программу Антон Батагов. Такое путешествие из одного пункта в другой….

Сколько человек, интересно, вмещает Малый зал Гоголь-Центра? Не уточняла и не пыталась считать, но показалось, что не меньше, чем собрал в себя Рахманиновский зал, а то и побольше. Некоторые из лиц, я бы даже сказала, многие, казались чуть не родными – кто-то, кого не знала как зовут, кивал…, глядя в глаза, улыбался…, приветствовал.

Сентябрь, октябрь, ноябрь… — декабрь… много знакомых лиц с неизвестными именами. Впрочем, немало имён известных, но не «толповых». Нежнейшая Вера Полозкова, к примеру, также была замечена. Их творчество мне кажется очень созвучным, уже думалось, что могла бы быть и даже – должна быть (будет?) какая-то их совместная программа, на которую пробиться бы…если соберутся поклонники творчества Веры и поклонники творчества Антона, то в каком зале бы их разместить? Впрочем, это я забегаю вперёд, может даже «много вперёд»….время покажет. Но я бы послушала Веру и Антона. Это будет не дуэтно, и не дуэльно, а «мысль на мысль». Вера скажет – «От меня до тебя…Расстояние, равное лучшей повести Бунина; равное речи в поиске Формулы; равное ночи в поезде.»

И Антон ответит – «…(не знаю, что ответит Антон, но интересно было бы  послушать) …». И так они бы говорили, и говорили, а остальные сидели бы в полной темноте и слушали их, прислушиваясь, заодно, и к себе….

Пока «не занесло», вернусь в 5 декабря.

Говорила про лица….лица, известные и не известные были приятными, светлыми, умными. Очень и очень со многими, незнакомыми, словно сроднились. Отмечу сразу здесь, чтоб по возможности на это уже не отвлекаться – у всех…. у всех лица хорошие, светлые…Много красивых (подобное магнитит  подобных?). Всех возрастов, от очень человечного детёныша явно ещё младшего школьного возраста, до людей откровенно пожилых. Несколько удивил гул перед самым началом. Может, особенность зала, но  даже забеспокоилась и мелькнула мысль – бежать. Но стих он словно по щелчку выключателя, как только в зале выключили свет.

— Что, в полной темноте будет? — прошептал кто-то сзади.
Ага. Значит, есть и «новички». Это хорошо. Нельзя, чтоб аудитория застаивалась, стагнация не обязательно разрушает, но это плохо.
— Я же тебе говорил, Батагов играет при выключенном свете. Он буддист
— Ему что, у него может третий глаз уже во всю открыт. А мне так ничего не видно.
— Ничего. Хоть раз послушаешь. Может, хоть сегодня что-то услышишь. Всё. Молчи.

Было смешно, но и тревожно. А вдруг «новобранец» так и не согласится молчать? Но более ни слева, ни справа, ни с какой другой стороны не было не произнесено ни слова. Казалось, и не дышали. Вот только стулья под некоторыми скрипели…но так смущенно осторожно, что как-то и не раздражали.

Итак, убрали свет, стих гул и даже шёпот, вышел Батагов, сказал несколько слов (очень плохой микрофон….хорошо, что Батагов немногословен), попросил до окончания программы воздержаться от аплодисментов (спасибо, Антон!)….и – понесло….

Воспринималось ли мной то, что слушала, как «путешествие»? Не-а…. даже и не думала над концептом и смыслом, который вложил в него автор. Просто это был такой музыкальный ряд, изменяющий состояние… сперва всё вглядывалась в подсвеченное лицо Батагова, после в отражения в поднятой крышке рояля…затем просто закрыла глаза и предалась разным мыслям.

В прошлой жизни у меня была визитная каточка, верхней строкой на которой шло «КОГДА НАДО ПОДУМАТЬ». Имелось в виду, что зовите-приглашайте не когда надо что-то уже сделать, а до того, прежде. Всегда стремилась заниматься тем, что приносит не только деньги, но и удовольствие, и «подумать» — занятие из любимых. Думать интереснее, чем читать, предаваться физической любви, рассматривать в витрине пирожные, обсуждать меню. И вот ведь, чем «совершеннее мир», чем больше в нём обеспечивающих удобства «наворотов», тем меньше времени, мест и условий, когда и где можно было бы комфортно, с удовольствием, не отвлекаясь на внешнее, не раздражаясь на окружение – размышлять, думать.

Пока сидела в темноте, всматриваясь в освещённый профиль, вдруг поняла – ай, Батагов, хитрец! Он пока молчал, не играл все эти долгие годы, на самом деле, поди, просто размышлял и искал форму. Форму, которая дала бы возможность играть и думать….и чтоб совсем-совсем не мешали. Отсюда и просьба – «аплодисменты — когда закончу…не перебивайте, давайте думать». Ну, как-то так…и избитое – шутка, но в каждой шутке….Но – не мешали Батагову, не мешали и мне. Представьте, 80 минут просто слушать и думать, думать и слушать. О чём думала – не скажу, это были исключительно мысли личные. Но поверьте, это — роскошь………..

Если без иронии (над собой), то и эта встреча была прекрасной. Музыки Батагова было не так, чтоб много (в другой раз, надеюсь, будет больше), но был Батагов в Дебюси и в Бахе, и в незнакомых мне прежде Ребикове и Берде (надо найти и послушать больше). Был «Ночной поезд» Гасса (оченьоченьочень хорошо…он мчал меня туда и к тому…куда и к кому ни одним сверх-сапсаном не домчаться). Бах очень мажорно расставил точки над “I”

Закончилось неожиданно скоро – «чуть помедленнее б кони, чуть помедленней….вы  тугую не слушали б плеть……» (простите, Владимир Семёнович, за вольность цитаты)…..

Приехали….так сколько же, интересно, в том «малом зале» Гоголь-Центра было народу? Человек, может, 300? Вот и представьте, поезд на всех один, а сколько станций назначений…..
Зал стоя аплодировал машинисту Батагову.
А после дали свет.

PS: В зале «оказалась» Полина Осетинская и Антон, удостоверившись прежде, что она здесь, сообщил, что 14 марта в Доме музыки состоится их концерт на двух роялях. Полину прежде видела и слышала лишь в записи – она прекрасна, и два прекрасных человека и музыканта, да ещё и к тому же столь яркие Инь и Янь точно создадут что-то, подобное фейерверку…что будут играть, не знаю (может, Антон что-то и говорил, но я на тот момент ещё не пришла в себя)….

В ожидании ……..

PS2: Фотографий с концерта не будет. Не снимала — и камера моя не позволяет снимать в подобных условиях, и не хотела ни на что отвлекаться….хотелось только слушать и думать…и это было так прекрасно! )

PS3: Одной из мыслей могу поделиться…концертам Батагова совсем не обязателен «концепт»…это интригует «до», но по сути, его просто интересно слушать, что бы, и чьё бы он не играл — своё, почивших классиков, бодрствующих современников, хрестоматийно известных или известных не многим, но из тех, кто понимает»…Потому что как кто-то «пишет, как он дышит», так Батагов играет, как думает…а человек он неординарный, думает интересно и потому такой интерес ко всему, что играет…так что, дело не в «концепте»…и поезд это метафора — прекрасная, но не слишком обязательная..