Массимо Мерчелли в Ростове-на-Дону

images

За что люблю фестивали Башмета – при заданном уровне всех исполнителей, программно и настроением ни один не повторяется. С уровнем понятно – подобное притягивает подобное и ясно, что рядом с Башметом просто по определению не может быть низкосортного. Но вот как ему удаётся задавать такие разные образы-настроения его фестивалям и собирать настолько непохожие одна на другую программы – не понимаю. И ведь ещё в такие короткие между ними сроки. Но самое главное (исключительно про себя и от себя говорю), это то, что каждый (КАЖДЫЙ) фестиваль Башмета дарит какое-то новое имя-открытие. В этот раз открытием и откровением для меня (думаю, и для очень и очень многих) стал итальянский флейтист Массимо Мерчели.  Играл он в последний, третий день фестиваля в Ростове-на-Дону (19.09.2012).

Невероятный….и играл он нечто прекрасное, яркое, образное…очень и очень образное, при том что звучало это без каких то особых перепадов…страсть, но страсть, как будто туго скрученная в жгут, чтоб никто не заметил. И кажется,  музыкант не «заводит» свою флейту, а напротив — сдерживает её, словно уговаривает  — «тихо, тихо, родная…не кричи, об этом кричать нельзя, это тайна…»

И ещё звук. ЗВУК (или, голос?) у его флейты какой то особенный…богатейший! бархатный, порой уходящий в тишайший шёпот… никогда такого не слышала….запомните это имя и если будет возможность (а вдруг ещё приедет?) — непременно послушайте!

Играл он «Контрафактус» (Conrtafacktus) Джиованни Соллима. Того самого Джиованни Соллима, которого слушала в Москве в январе, на Днях Башмета. Ещё раз имя флейтиста – Массимо Мерчелли. И теперь, как всегда, когда услышу что-то прекрасное, невероятное, ни на что непохожее, грущу, что очень хочу, но вот не могу это передать на словах…..слова здесь  беспомощны, малы и потому бесполезны…

Уже вернувшись в Москву попыталась найти запись этого сочинения. Нашла прошлогоднюю, с концерта в Парме. Солист тот же – Массимо Мерчелли, оркестр какой-то неизвестный мне, итальянский. И знаете, что скажу? Наши «Солисты Москвы» звучали много-много-много ярче . В том «Контрафактусе», который слушала в Ростове-на-Дону, были и космические просторы, и песчаные бури на земле. В нём по бесконечной пустыне тянулись караваны и солнце палило и сжигало… Много и образов-картинок,  и ощущений прямо на физическом уровне — это  когда волной внутри тебя звук…и так это хорошо… очень-очень-очень хорошо! Гениальная вещь и потрясающее исполнение (дирижировал в Ростове-на-Дону, понятно, Башмет).

Вот ведь — с одной стороны, радость от услышанного…с другой — а где теперь эту музыку найти, чтоб можно было к ней вернуться, ещё раз прослушать? Так иногда не знаешь, что лучше — хоть один раз услышать или не слышать никогда?