Re: на фестиваль Башмета в Ростове-на Дону

Первый международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ростове-на-Дону завершился.

Продлился он всего три дня, но были они стремительно захватывающими и богатыми событиями, встречами и впечатлениями. По сути своей, фестиваль получился чем-то вроде трёхдневного музыкального беспредела, в котором «досталось» всем — городу, музыкантам, слушателям и конечно, именитому «зачинщику». Думаю, очень многие из ростовчан вздохнули с сожалением быстротечности этого события, и радуюсь, что хоть вот такими короткими заметками можно создать «эхо».

Сколько же восторженных эпитетов в адрес маэстро, оркестра «Новая Россия», ансамбля «Солисты Москвы» и приглашённых солистов, прозвучало в фойе Большого зала Ростовской государственной консерватории — слушать такое и наблюдать счастливые лица слушателей, несказанное удовольствие. В одной записи о всех событиях фестиваля в Ростове не сказать, потому в этой — общий обзор, а в последующих расскажу детали и подробности.

Надо начать с того, что здесь, в Ростове-на-Дону, Юрий Башмет родился и провел свои первые годы жизни. Конечно, и на пресс-конференции в день открытия фестиваля, и во время творческой встречи в консерватории ростовчане активно задавали вопросы не только «музыкаальные», но и из категории «что Вы помните о городе» и «что чувствуете». Чувства маэстро были, что называется, «на виду» — выглядел он откровенно счастливым. Делился и воспоминаниями, но здесь обойдусь без подробностей и обойдусь лишь одной деталью. Юрий Абрамович рассказывал, что до того, как впервые подъехал к тому дому, в котором когда-то жил, то вспоминал его высоким и огромным….оказалось, что в нём только два невысоких этажа. И деревья и крыши в детстве много выше. Услышать такое от сильного, состоявшегося, умудрённого жизненным опытом человека было как-то особенно трогательно.

Так вот, если помнить, что есть для Башмета этот город, и что есть для города Башмет, то возникший ещё с пресс-конференции эмоциональный накал всего фестиваля будет несложно. И ведь Ростов, это не Москва, балованная площадками, именами и событиями. Так, мастер-классы, о которых скажу позже, проходили в Малом зале консерватории (очень красивое здание, некогда бывшее, жилым домом, ДК и даже, складом). Так вот, я попросила разрешить мне посмотреть и поснимать Большой зал…. в ответ грустная улыбка — другого зала в консерватории нет. Но не будем о грустном. Зато есть жадные до знаний студенты. И богат Ростов настоящими любителями музыки. Как они жадно слушают! Да, аплодируют между частями (кто скажет, что в Москве не так?), но слушают внимательно и благодарно. Естественно, высокий накал приёма отозвался каким то особым драйвом всех трёх концертов фестиваля. Глаза маэстро горели, он был азартен, что немедленно передавалось кто находился в зоне видимости и слышимости.

Надо также уже здесь сказать, что Первый международный музыкальный  в Ростове-на-Дону совпал с запуском другого проекта маэстро — Образовательным центром Юрия Башмета. Эти события хоть и удачно так совпали, но цели их и задачи, а также, их наглядность и публичность различны. Так вот, уже не в рамках фестиваля, а в рамках программы Образовательного центра, в Малом зале Ростовской государственной консерватории в эти три дня прошла серия из пяти мастер-классов, которые студентам консерватории и учащимся музыкальной школы-колледжа дали Маю Кишима (скрипка), Екатерина Сканави (фортепиано), Алёна Баева (скрипка), Клаудио Боорхеса (виолончель) и Массимо Мерчелли (флейта). К сожалению, из-за транспортного коллапса, в котором, как оказалось, пребывает Ростов-на-Дону не удалось поспеть на мастер-класс прославленной японки, но уже остальные классы посетила и получила удовольствие не меньшее, чем от концертов. Очень, очень талантливые студенты и отличный просто контакт был между ними и мастерами.

Мастер классы начинались где-то в 11 и заканчивались уже часа в 4, может, в 5 (время в эти три дня так смешалось, что потерялись все его цифровые значения). Вечером же звуками наполнялся уже Большой зал Ростовской филармонии. В трёх фестивальных концертах приняли участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Камерный ансамбль «Солисты Москвы», солисты Маю Кишима, Катя Сканави, Алёна Баева, Клаудио Боорхес, Массимо Мерчелли. И если с творчеством Кишима, Скаанави и Баевой я уже была знакома прежде, то Боорхес и Мерчелли стали для меня настоящим открытием (да что для меня — думаю, для всех, кто был в зале).

Здесь бы и закончить первый, беглый, обзор фестиваля, да не могу умолчать об одной, очень важной черте маэстро, о которой в наших журналистских междусобойчиках (пока переезжали с места на место) мы очень много говорили. Это замечательная и, к сожалению, довольно редкая способность находить, и слышать талантливых коллег, говорить о них, представлять их слушателю, радоваться их игре. Конечно, то что он находит и привозит в Россию лучших, это объяснимо — он сам на вершине и, что называется, видит оттуда много и далеко, он настоящий авторитет для музыкантов всех жанровых направлений (и не только музыкантов). Но мы знаем и другие достойные примеры. Но к счастью, мы талантами всё ещё богаты. А вот видеть достоинства других, восхищаться чужими талантами, да ещё и всячески способствовать их продвижению, это умеют не все и не многие. Нужен здесь какой-то ещё талант или ген — от души.

Ожидаю следующего года и следующего — Второго Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в городе Ростов-на-Дону.