Re: на встречу в клубе ZAVTRA

Автор: | 10.09.2013

Ниже ссылка на запись фрагмента встречи  «Среды РР», организованной журналом «Русский репортёр». Проходила она 4 сентября в в клубе ZAVTRA, тема была «вокругмузыкальная», в числе участников — Сергей Красин (рекорд-лейбл FANCYMUSIC), композиторы Антон Батагов и Павел Карманов, музыкальный критик и промоутер Ник Завриев. И ещё ниже — мой пространный комментарий к ней и размышления, вызванные этой встречей. Ни в коем случае, не критика (не чувствую за собой права на неё). Хоть подобные разговоры (как и собственные размышления) и  отношу к категории «ни о чём», считаю их важными и необходимыми и нахожу невероятно интересными. Ну правда же, в них куда как больше ценного, нежели в разговорах о политике. Она, политика, реальна для единиц и на короткий отрезок времени, и часто разрушительна, тогда как Музыка … также, как литература, живопись и другие виды творчества, есть энергия, способная заряжать столетиями (немного высокопарно, но как иначе о Высоком?).


Первое ощущение от встречи — дежавю. Вошла в зал, прислушалась, присмотрелась и понимаю, что всё это было, было, было…Люди с рассеянными взглядами, дымный туман, и — слова, слова, разговоры…. — вокруг, за, против, иронично, отстранённо, равнодушно, горячо. Ну точно было. С кем, где и когда?

Боже, ну конечно, со мной. Со мной и со многими другими тоже. В Москве, в Риге, в Питере. Стоп, Питер официально тогда звался Ленинградом. Значит, было это чуть не 30 лет назад. А с кем то и ещё раньше…это же как про «смысл жизни» и «любовь», актуально во все времена

О чём говорили? Ну, например — «Классик или не классик Макс Рихтер? Можно ли вписать электронную музыку в категорию академической? Куда записать и кем считать композиторов, пишущих modern-classic? Авангардисты выёживаются и пишут ломаную музыку, потому что не умет написать красиво или потому что у них не всё в порядке с головой?»

После слов одного из участников, сказавшего буквально следующее «….когда мы говорим об академической музыке, мы сразу представляем себе зашуганых людей, для которых, если в музыке появился циклический щелчок, то это уже всё ерунда, халтура…», происходящее окончательно предстало в свете очень и очень комичном….Нет, это я не в осуждение — в слове «комично» ничего плохого. Просто смешно, что из поколения в поколение перемалывается одна и та же ерунда. Не ожидала, что штампы столь живучи. И ещё подумала, что всё, равно как и 30 (60-90-120) лет назад всё упирается в «малослушание» и незнание. Вот это уже не смешно, а я бы, сказала грустно, печально и странно.

Как можно при тех безграничных возможностях, которые даёт нам прогресс так скудно «питаться» духовно, как это позволяют себе столь многие? Как можно, накапливая блага цивилизации в виде квартир, машин, гаджетов и прочего барахла, пренебрегать ценностями вечными и подлинными?

Музыка, это ведь вид энергии. Той энергии которую на закачаешь по трубам из недр. Той энергии, которая рождается сердцем и умом, и которую далеко не каждому большому сердцу и не каждому великому уму под силу генерировать. Творцов — единицы.

Трансляторов, музыкантов способных эту энергию передавать, несколько больше. Способных принимать уже «много множеств». …а принимают — десятые, если не сотые доли от числа способных. Какое расточительство….Остальные не берут, кто по бедности и неразвитости души, кто по неумению.

Очень многие же просто не знают, ЧТО это такое, ЧТО даёт, что позволяет испытать и почувствовать и как это меняет жизнь. Что удивительно, даже им, незнающим, ЭТО — доступно. надо только захотеть, проявить здоровое природное любопытство, настроиться на приём и — просто слушать.

Слушать и переслушивать и слушая музыку, прислушиваться к себе — «что это со мной происходит? что за вибрации?». Возможны удивительные, невероятные перемены, события и открытия…

На самом деле, слушать музыку, это как читать. Вспомните! Вот нам объяснили буквы, вот научили, что из них можно складывать слоги и слова. После мы вдруг узнали, что слова с запятыми и точками образуют предложения. Мало кто, но есть такие, кто на этом уровне и остаётся. Ну, к примеру, в семье книг не читают, и весь навык уходит на чтение вывесок и статусов друзей в соцсетях. А кто-то, научившись читать (взяв пример хоть с родителей, хоть с одноклассника), от детских стишков Агнии Барто переходит к Хлебникову, от сказок про Ивана Дурака к Шекли и прочим.

Тот, кто уже обрёл чтение, как привычку, не станет держать себя в рамках одного какого-то жанра. Толстой, Булгаков, Пастернак, Драйзер, Шекли, Кейзи… проза, поэзия, фантастика, комедия, трагедия, любовные романы, философские труды — не в жанре ведь дело. В литературе, как в музыке, а в музыке, как в литературе, как в жизни человеческой, есть и должно быть место всему перечисленному и даже более.  есть место и любовным историям, и фантастическим романам о внеземных цивилизациях, и рассуждениям о смысле жизни на Земле. Всему, кроме пошлого и примитивного. ВСЕМУ, кроме пошлого и примитивного. И чем более искушён читатель (слушатель), тем разнообразнее его предпочтения. И тем богаче он впечатлениями…

Но это я совсем ушла в рассуждения, забыв о предмете. Было радостно услышать сочинение участвовавшего во встрече Павла Карманова. И особенно радовало то, что похоже, для многих из присутствовавших это было открытием. Жаль, что в тот день не прозвучало хоть малого фрагмента нового сочинения Антона Батагова «Письма Рахманинова». Напомню, московская премьера его «писем» назначена 16 сентября и пройдёт в Рахманиновском зале Московской консерватории. И кстати, как сказала выше, во встрече принимал участие Сергей Красин, владелец рекорд-лейбла FANCYMUSIC. Так вот, на FANCYMUSIC уже записан диск с записью «Писем Рахманинова» Батагова, который поступит в продажу также, 16-го сентября.

Тем, кто относит себя гурманам от Музыки будет полезно покопаться в релизах рекорд-лейбла FANCYMUSIC… в них много не избитых имён, которые не встретить на полках музыкальных  магазинов и развалов.