Антон Батагов: Избранные письма Сергея Рахманинова

Антон Батагов на Пермском фестивале представил свой новый фортепьянный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова». К сожалению, выбраться в Пермь не удалось, но слушала и слушаю эти «письма» в записи и скажу вам, они прекрасны!

Через музыку Батагова Рахманинов обращается к композиторам постмодернистам — Симеону тен Холту (Нидерланды), Питеру Гэбриэлу (Великобритания), Арво Пярту (Эстония), Людовико Эйнауди (Италия), Филипу Глассу (США), Виму Мертенсу (Бельгия), Владимиру Мартынову (Россия), к Никколо Паганини.

Как и другие сочинения композитора, «письма» вызывают не бурю эмоций, а череду образов и погружают в состояние внутреннего диалога — когда «я» внешнее пытается понять «я», спрятанную глубоко внутри, а «я» внутреннее — если не оправдать, то хоть принять то «я», которое живёт по во многом чуждым ему правилам и законам внешнего мира.

Того ли эффекта добивался Батагов, трудно сказать….если он вообще чего-то добивался….возможно, эти письма плод внутреннего диалога автора с самим собой…возможно, так он отвечает на свои же вопросы… или же он только транслятор, гонец, негромкий глашатай, которому поручено передать, озвучить это послание. Впрочем, ниже вступительное слово Антона Батагова к письмам… а пока о грядущем.

На сайте и на афише Московской консерватории появилось сообщение о том, что 16 сентября Антон Батагов исполнит «письма» в Рахманиновском зале. Концерт включён в программу  «Композиторы и пианисты рассказывают свои истории», которую ведёт Алексей Любимов. Интересно, что это будет не просто московская премьера нового сочинения  Батагова композитора, но и первый, с 1996 года, московский концерт Батагова пианиста.

Вообще-то к концертной деятельности Антон Батагов вернулся несколько раньше, но в последние годы он жил и работал в США и в России выступал лишь на фестивалях в Перми (этого и прошлого года).

Играть «Письма Рахманинова» в Рахманиновском зале идея, конечно, блестящая. И не только потому, что зал носит имя композитора. Просто зал этот и «намолен», и как-то уж очень хорошо звучит. Известно, что Антон Батагов настоял на свободном бесплатном входе…

Время покажет, как оно будет, я же рекомендую пока просто внести в личный календарь дату и тему –

16 сентября, Рахманиновский зал, Антон Батагов, «Избранные письма Сергея Рахманинова», за роялем автор.

Предварительная запись-регистрация на на сервисе Timepad

Фрагмент одного из «писем» и вступительное слово автора. 
Сергей Рахманинов — Симеону тен Холту. 
Послушайте…это прекрасно!

«В октябре 2012 года я посетил могилу Рахманинова. Он похоронен на кладбище Кенсико, которое находится в деревушке под названием Валхалла, в получасе езды от Нью-Йорка. Вокруг — живописные холмы, аккуратные домики, подстриженные газоны, идиллические озера и ручьи. Рядом с Рахманиновым похоронены актеры, писатели, политики, военные, бизнесмены, а также «простые смертные» со всего мира: американцы, русские, эстонцы, китайцы … Великий музыкант, слышавший вселенную как ликующе-трагическое колокольное пространство, мощное и бескрайнее, Рахманинов покинул Россию и стал частью совсем другого мира …
Стоя у его могилы, я почувствовал, как это пространство резонирует во мне.
Вернувшись домой, я начал сочинять фортепианный цикл.
В этом цикле Рахманинов пишет письма композиторам-постмодернистам.
Он сам был анти-модернистом. Он не совершал революций, не «опережал время», и не боялся выглядеть старомодным. На первый взгляд кажется, что он не повлиял ни на кого из композиторов конца ХХ — начала XXI века. И всё же его незримое магическое присутствие ощущается в музыке некоторых авторов: и тех, кого называют «современной классикой», и рок-музыкантов. И наоборот: когда бесконечные Рахманиновские мелодии раскручиваются из кратчайшего мотива — буквально из двух-трех нот — слово «минимализм» уже готово сорваться с языка … Впрочем, пути этих взаимодействий — штука настолько тонкая и неочевидная, что не хочется огрублять ее музыковедческими терминами.
Итак, Рахманинов обращается к будущим композиторам. Среди современников не нашлось ни одного адресата, что вполне естественно: музыкальный мир был поглощен авангардными исканиями. Да и следующее поколение в основном тоже устремилось в эту же сторону. Но Рахманинов заглянул чуть дальше — и увидел тех, с кем ему захотелось поговорить по душам.
Мы давно привыкли к тому, что старинная и классическая музыка используются в качестве строительного материала для новой музыки. Однако время летит очень быстро, и мы находимся уже на новом витке спирали. Музыка, написанная совсем недавно, сама становится материалом для сегодняшней медитации. При этом никаких цитат здесь нет; только стилистические путешествия на машине времени.Витки спирали резонируют между собой, а мы слушаем, как всё это звучит.» — Антон Батагов