Подмосковные вечера с Чайковским

В день годовщины начала Великой отечественной войны в Подмосковье открылся Международный фестиваль искусств «Подмосковные вечера с Чайковским». География фестиваля пока Усадьба Архангельское, Троице-Сергиева лавра и Клин. Открытие фестиваля проходило в Архангельском, где прозвучала опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Была исполнена авторская версия Юрия Башмета, уникальность которой также в том, что наряду с симфоническим оркестром, оперными певцами и хором в исполнении приняли участие и драматические актеры – Константтин Хабенский и Янина Колесниченко. Нет-нет, они не пели – читали (на брифинге Константин Хабенский пошутил, что может скоро и запоёт). До чего же прекрасно в старинном парке погрузиться в музыку Чайковского и в высокий, но при том, такой ироничный и даже, насмешливый, пушкинский слог. Именно так – высоко и чуть иронично-насмешливо читал Пушкина Хабенский, и это было очень-очень-очень хорошо.

Открытие проходило с участием и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева. В первых зрительских рядах сидели ветераны и без пафоса, присутствие их придавало происходящему что-то особенное. Это не только мной замечено-подмечено, об этом многие говорили и в тот вечер. Это читалось  – в уважительных взглядах других зрителей, по особо почтительным поклонам исполнителей в их стороны.

Немного о самой программе. Как уже сказала выше, в концертной версии принимали участие Константин Хабенский и Янина Колесниченко, поделившие текст автора. Героев озвучивали Ангелина Никитченко (Татьяна), Елена Максимова (Ольга), Сергей Романовский (Ленский), Андрей Жилиховский (Онегин), Олег Цыбулько (Гремин), Анастасия Бибичева (Старшая Ларина), Эмма Саркисян (Няня).

Наполнила объёмом постановку Хоровая капелла «Ярославия» (худ. руководитель – Владимир Контарев). Играл во все струны, барабаны и трубы Государственный симфоническим оркестром «Новая Россия» (худ руководитель и дирижёр — Юрий Башмет). Режиссёром этой программы стал Илья Ильин.

Особо отмечу участие в программе одной из прим Конного театра «Чардаш» лошади по имени Стрелка, ассистентом которой выступил режиссёр и актёр Андрей Масловский.

Отвечая на вопросы журналистов, и.о. губернатора Московской области Андрей Воробъёв рассказал, как несколькими часами раньше, во время встречи в Музее техники услышал, как кто-то из детей оговорился и вместо того, чтоб назвать этот день днём памяти, назвал праздником. И вот Воробъёв поделился мыслью и ощущением от этой оговорки. Говорит, что сперва его это «резануло», а после подумал, что просто даже помня о горе, люди ассоциируют этот день с конечным результатом – с победой.
И уже после этих его слов вслушивалась в звуки любимой музыки, в прекрасные голоса певцов и актёров, всматривалась в лица ветеранов и остальных и ловила себя на мысли, что да, конечно, все помним и конечно, благодарим и чтим. Но как хорошо, что люди прошедшие сложный военный путь могут сейчас сидеть в этом первом ряду, с расслабленными лицами и с удовольствием просто принимать это музыкальное приношение. И думала — как уместны эти прекрасные естественные декорации из прошлого! Уместны не только к этой музыке, но даже больше, к сидящим в первом ряду героям. Они ведь достойны, в самом деле, достойны самого лучшего. Они достойны того, чтоб играли для них Башмет и этот оркестр. И чтоб Хабенский читал им Пушкина, читал так, чтоб звенело в душе.

А ещё мне понравилось, как на брифинге Башмет ответил на вопрос, почему же «Онегин», открывает фестиваль, а не какое-то другое произведение Чайковского. Он вопрос выслушал, улыбнулся так, что уже по улыбке всё было понятно, и говорит (примерно, не сдословно, но точно с этим смыслом) —  «просто потому, что и музыка, и сюжет, даже слова и целые главы помнятся и любимы очень многими людьми всех возрастов, даже не слушающих классику, и ещё, это просто приятно и легко слушать».

И так ведь и было! Слушали, иногда подпевая (на улице же, ничто не мешает под нос себе мурлыкать).  Всё же на фестивали на открытых площадках люди собираются прежде всего отдохнуть, подпитать души чем-то очень красивым и возвышенным. «Онегин», и именно в таком, светлом, лёгком, игровом – концертном исполнении, звучал уместно, органично. А благодаря чтецам и особенно, Хабенскому , это было ещё как-то и очень современно.  И это был не школьный Пушкин. …приехав с фестиваля, в очередной, не скажу, в который раз, достала Пушкина….перечитываю Онегина…ах и сукин сын, этот Пушкин! И Хабенский, тоже, хорош, нечего сказать )

И немного фотографий «с места событий»

Вот они, главные люди этого вечера. Мужчины, воины, мужья, деды, герои….с ними и.о. губернатора Московской области, Андрей Воробьев.

Татьяна (Ангелина Никитченко) с Ольгой (Елена Максимова). Всё строго, как в романе. Татьяна — девица из вдумчивых и серьёзных и всё с книжкой. Мила, но несколько ветрена  Ольга….но следует признать, что один вид её вызывает улыбку.

Константин Хабенский — насмешник с грустными глазами. 

Ленский (Сергей Романовский) с Ольгой (Елена Максимова)

Если у настоящего Ленского был голос, как у Романовского, то его смерть на дуэли была величайшей ошибкой и недоразумением.

Онегин (Андрей Жилиховский) с Татьяной (Ангелина Никитченко)

Прима Конного театра «Чардаш» Стрелка с режиссёром и актёром Андреем Масловским

Не могу не прокомментировать — Стрелка была категорически против дуэли и не скрывала этого. Но кто спрашивает Лошадь? Уж точно, не Пушкин… )

Заслуженные аплодисменты, цветы и крики «браво»….

Признаюсь (впрочем, в этом нет никакой тайны) я не очень люблю снимать во время концертов и спектаклей, потому что мне камера и необходимость «следить» мешает слушать. Потому, я в первую очередь, слушаю, а если уж картинка, как я это называю, «надвинулась», то тогда могу и щёлкнуть, не особо думаю о выдержках и диафрагмах.

А вот снимать во время репетиции или обычный стрит мне всегда интересно и не упускаю малейшей возможности. И в этот раз тоже удалось немного застать репетиции оркестра и того, что «было рядом». Посмотреть можно здесь