Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) в Ярославле

Фестиваль Юрия Башмета в Ярославле

9 мая (2013) в Ярославле, в Концертном зале центра «Миллениум», в рамках V Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета в Ярославле, состоялся концерт французского скрипача Жана-Люка Понти (Jean-Luc Ponty) с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». За дирижёрским пультом стоял  Валентин Урюпин —  один из самых авторитетных российских кларнетистов, уверенно продвигающийся также и в сторону дирижёрской карьеры. Мне удалось немного подсмотреть репетицию и было хорошо видно, с каким просто кайфом работали все музыканты, но Урюпин….Урюпин просто светился изнутри и казалось, позволь ему заморозить время он бы это сделал, чтоб взять от всех всё…но время не властно ни дирижёру, ни другим сильным мира сего (что, наверное, всё же, хорошо).

Но вернёмся к концерту.

Можно было бы на много букв и страниц рассказать предварить рассказ о концерте биографией и заслугами Понти, но я просто не знаю ничего такого,  что уже не сказали бы другие, а вот репетицию, сколько удалось, и концерт весь, о «погасли свечи» смотрела и слушала не отрывая ушей и глаз.  У меня к творчеству Жана-Люка отношение трепетнейшее. Считаю его не просто талантливым, но и гениальным. Но вот на живом концерте была первый раз, а о того слышала его выступления только в записях.

Скажу сразу, радость для меня не полная и причин к тому несколько. Первая печалька  – выступал Жан-Люк не со своим квинтетом, а с оркестром «Новая Россия». А я, сколько бы «симфо-джазовых» проектов не прослушала, всё равно предпочитаю «не смешивать». Не то чтоб, прямо так испытывала совсем уж протест,  но вот в данном случае предпочла бы скрипку Жана-Люка либо с его квинтетом, либо пусть уж была бы соло или с только его пианистом (он был).

Печаль вторая – публика. Вроде время прошло и досада на неё улеглась (тот случай, когда хорошо, что не написала сразу слова, о которых после сожалела бы). Публика не то, чтобы была необразованной или не готовой принять что-то новое….Нет, не совсем. Просто в подавляющей своей массе публика была настроена на своего «Бога и кумира» Башмета. … и если ради Башмета «надо», то готова были послушать «кого-то ещё» (вроде как в уплату). И вот это чуть не общее, на весь огромный зал «нетерпение сердца» прямо повисло в воздухе. Да, они старались быть вежливыми, но когда стало ясно, что Башмет появится лишь во втором отделении, разочарование прокатилось по залу прямо «асфальто-укладчиком». Подозреваю,  мало кто из собравшихся в тот вечер в зале понимал, с музыкантом КАКОГО масштаба встречался. По моим ощущениям, публика разделилась на пять не равных частей (далее по преобладанию). Первая и основная – ветераны. За ними подавляли числом блондинки ,   выгуливающие свои наряды. За блондинками  — аппаратные дяди и дамы, чьё присутствие в такой день на концерте Башмета подразумевалось. За ними —  любители классической (академической) музыки и замыкали плотные ряды слушателей (а аншлаг, как понимаете, был полный)  поклонники Жана-Люка Понти. При том, ветераны и любители классики, да и «аппаратные» тоже,  вели себя вполне достойно. Да, они не скрывали разочарования «малой дозой Башмета», но слушали вежливо и даже, горячо аплодировали. Ценители Понти негромко возмущались отсутствием квинтета….

А вот «блондинки»….. вот если бы  как-то принять закон и не пускать их на подобные мероприятия, как  бы я за него голосовала!!!!

Одна «шикарная дама», как меня позже просветили, в прошлогодней коллекции от Versace (сидела за моей спиной через два ряда) беспрестанно жужжала, словно муха с той самой «кучи». Ещё две, в том же ряду, но левее от первой и чуть к центру, щеголяли познаниями биографии Башмета. Две блондинки за два ряда передо мной «чекинились», зачитывали друг дружке  комменты и эсэмски. И это на фоне вздохов и огорчённых шёпотов очень пожилой пары справа от меня. Им как раз подарили к празднику билеты «на Башмета» и они не могли смириться с тем, что мало что, «мало Башмета», так ещё «У этого француза скрипка на проводах!…обнаглели буржуи, уже и на таких концертах всё только  запись». Но эта же пара так радовалась выходу кумира, так искренне и горячо ему аплодировала, что я даже в тот вечер  как-то не могла о них плохо говорить или даже думать.

Но «блондинки»….. при чём, я не утрирую! Они и в самом деле были выжженными «блонди» — не преувеличиваю и  не шучу!

Был у нас уже после концерта и на другой день «обмен мнениями» и с теми, кто слушал. Во мнениях разошлись, но это, на мой взгляд и не плохо. Прежде всего не сошлись в оценке звука скрипки. Скрипка Понти звучит непохоже на другие, как-то даже не по скрипичному.  Она умеет «говорить» и голосом, каким  влюблённая женщина обычно разговаривает в спальне, и «рокотать», как рокочут мотоциклы или самолёты в небе…кажется, в скрипке Понти  от скрипки только форма, но не характер и не содержание. Не знаю, как это передать словами….это просто надо-надо-надо слушать.  И вот скажу совсем уже дерзкое для поклонников Башмета, но когда они играли дуэтом я подумала, что воспитывайся Ю.А. не в России и получи он музыкальное образование где-то «там», мир обрёл бы совершенно скандального и неукротимого даже не джазового, а рок музыканта…(при этом прошу томаты в меня не кидать, я сама-то к рок музыке очень «на Вы», понимаю и чувствую её, как мне кажется, далеко не всегда).

На самом деле, здорово, что Башмет – наш…а то кто бы ещё сейчас делал такие фестивали? Это я нечаянно подошла к теме, на которую вслух уже размышляла (в разговорах с коллегами и друзьями), но пока не писала. Мне кажется, мы наблюдаем  процесс зарождения (пробуждения?) новой Башметовской ипостаси. Запущенная Башметом (можно говорить, Русским концертным агентством) волна фестивалей по регионам России, это что-то вроде  становления арт-менеджмента в нашей стране (не знаю просто, как с этим обстоит в мире и как много Башмет и его команда взяли извне). И по моим ощущениям, Ю.А. сейчас необыкновенно увлечён новой для него стезёй. Ну в самом деле, умный, опытный, энергичный (энергии там на десятерых)…..как музыкант, педагог, муж, отец и даже, дед, уже вполне себя реализовал….ну не на пенсию же и не в политику и не в чиновники (чур-чур!) идти. А в стране и в регионах особенно на поприще Высокой Культуры такой бардачище, что хватит разгребать «десятку Башметов».  Но поприще это особенное, здесь ведь нельзя обойтись лишь талантом, знаниями и знакомствами. Суммы всех этих слагаемых (даже если ещё и с деньгами) без личного авторитета в теме, я думаю, будет, мало. А публике всё подай и подай альтиста Башмета!

Но это я отвлеклась и ушла от темы. Закончу свой рассказ тем, что как бы ни было, закончилось всё аплодисментами и общими восторгами (в конце-то Башмет всё же вышел… думаю, есть слушатели, готовые орать «бис» и «браво» даже только на его улыбку и поклон.

Есть ещё фотографии, сделанные во время репетиции во время репетиции (и очень-очень немного с концерта, потому что во время концерта фотографировать не люблю). Фотографии выложу следующей записью (так что, милости прошу заходить ещё).