Игорь Пальмин: В сторону света

Автор: | 08.05.2013

15 мая — 30 июня 2013.
Центр фотографии имени братьев Люмьер
«В сторону света» — 25 избранных работ мастера архитектурной фотографии Игоря Пальмина

Впервые к творчеству этого фотографа галерея им. братьев Люмьер (она же — Центр фотографии им. братьев Люмьер) обратилась ещё в 2002. Только тогда, в 2002-м, сама галерея была ещё довольно молодым проектом (открылась в 2001-м и до 2010-го размещалась в ЦДХ на Крымском валу), а у Игоря Анатольевича Пальмина за спиной был уже целый ряд громких выставочных проектов. В их числе — выставка избранного под незамысловатой вывеской «Фотографии разных лет» в Доме зрелищ (Брюсель), «Другое искусство» в Третьяковской галерее и не только. Опыт 2002-го получил продолжение и развитие. К творчеству Пальмина галерея обращалась в 2003-м, представив экспозицию «Московский фотограф» и в 2010-м – «Иконы 1960-х – 80-х» (автор этих строк посетила ту выставку трижды!).

В этом году у Игоря Анатольевича юбилей – 80 лет. Без малого 50 из них он отдал фотографии. Закончив в 1955-м геологический факультет Воронежского университета, уже в 58-м он поступает на операторский факультет ВГИКа, что просто обрекает его на погружение в художественную среду. Подпитываясь её энергетикой Пальмин получает также возможность запечатлеть само течение, развитие и становление художественной жизни и её главных героев. Среди которых – Дмитрий Краснопевцев, Виктор Пивоваров, Владимир Немухин, Оскар Рабин, Владимир Вейсберг. О последнем, Владимире Весберге, стоит сказать особо.

Знаю многих и себя отношу к тому же числу, уверенных в своей некомпетентности и неподготовленности в оценке изобразительного искусства. Но бывают случаи, когда найти объяснение «отчего перехватывает дух» просто даже человеку «непосвящённому» и не имеющему даже начального художественного образования. Это относится и к работам Владимира Вейсберга, многие из которых находятся сегодня в собраниях лучших музеев страны – Третьяковки, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и не только . Они [работы Вейсберга] часто прозрачны и словно сотканных из пластов света…именно свет создаёт в них настроение и он же западает в память, даже если рассматривать их через интернет (найдите, посмотрите, это правда очень интересно). Прочитала такой любопытно-печальный факт. Первая персональная выставка Вейсберга, много работавшего, преподававшего, пользовавшегося и признанием и уважением коллег, состоялась лишь после его смерти. Но сегодня не о нём. Свет в творчестве Вейсберга отразился и в творчестве Пальмина. Это озвучил сам Игорь Анатольевич, сказавший однажды – «Вейсберг для меня – это свет. Во время своих архитектурных съемок я любил смотреть, как свет крадется и оживляет орнаменты модерна… Я всегда держу в голове Вейсберга, даже когда вижу, не снимаю, так как у него свет рождает предмет, а не предмет определяет свет».

К архитектурной съёмке Пальмин пришёл в 80-х. Новая тема не просто захватила автора «с головой», но и стала его «коньком». Изучая её изнутри, автор много общается со специалистами. Обретённые знания  требуют выплеска, и вот одна за другой выходят книги Пальмина — «Другое искусство» (2005), «Русский модерн» (1990), «Русский неоклассицизм» (2002), «Московские особняки» (1997) и другие. Пальмин даже становится лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства.

На юбилейной выставке работ Игоря Анатольевича будут представлены 25 работ, отпечатанных в большом формате. Только так можно наиболее полно представить «героев и действующих лиц» его работ. А ими, «героями и лицами», стали Свет и Архитектура.