Вершитель судеб и изгнанник….

Автор: | 16.04.2013

Здание этого театра к метро близко так, как ни одно другое театральное здание в Москве… Не берусь сказать за всех, но мне же ни разу не удалось нырнуть в метро сразу – требовалось время осмыслить увиденное и понять в нём себя.

Десятки, а может, сотни оживших героев…. Кто считал, сколько ярчайших образов создал он на различных сценах. И каждое слово, каждый вздох этих никем не сочтённых откровений обнажали и озвучивали мысли и переживания не только тех, кто на сцене, но и [прежде всего], сидевших в зале.   Обнажали и озвучивали, надрывая души и разогревая умы. Заставляя думать, задавать вопросы, искать ответы…

Шагнувший из одного века в другой, он в каждом из столетий оставил часть себя – а ему лишь прибыло. Вершитель судеб он же – изгнанник, Учитель, осмеянный и изгнанный учениками. Многажды преданный. Кто знает….может, в чём то и он грешен, но вот не поверю, что среди грехов его есть предательство.…

Режиссёрский дебют Любимова состоялся в 1959. Тогда он, популярный актёр театра им. Вахтангова, поставил на сцене театра спектакль по пьесе Галича. «Много ли человеку надо». В 1963 он, уже больше режиссёр, чем актёр, ставит там же «Доброго человека из Сезуана»…позже участники постановки и сам спектакль станут ядром Таганки.

На самом деле, Театр драмы и комедии был основан несколько раньше и другим человеком. Его открыли в 1946-м а возглавлял с первых дней открытия Александр Константинович Плотников. Но не задалось у театра, не сложилось ни с рецензентами, ни со зрителем. Это был, скорее, не театр, а «театральный адрес». Вдохнуть в тот адрес жизнь, пробудить и заставить «кипеть» мысль было назначено другому человеку. Ему же пришлось стать и его изгнанником… сам-то он (Ю.П.), скорее всего, говорит себе, что ушёл…но если называть вещи своими именами то, конечно, был изгнан. Старый волк по прежнему затмевал молодняк, выросший уже на хлебах нового времени. Им, познавшим славу корпоративов и сериалов жить по ранее установленным законам было уже и не выгодно, и как-то даже и неловко.

Итак, 1964 год. Актёр, а с недавних пор и режиссёр Театра им Вахтангова и педагог (он уже преподавал в Щуке) Любимов со учениками пришли в Театр драмы и комедии. Пришли с приданным., в качестве которого был  «Добрый человеком из Сезуана». В числе дебютировавших в спектакле Славина, Васильев, Хмельницкий, Демидова. Пройдёт немного времени и театр срастётся с коротким именем «Таганка»… А на спектаклях в зале не будет оставаться места эху. И это будет один из немногих театров, зрители которого безропотно и благодарно будут сидеть на ступенях (некоторые из них проникнут в театр и вовсе без билетов….в заботливо открытое на первом этаже окно… его до самых холодов кто-то будет открывать на первом этаже за 5 минут до начала спектакля). Так было….и я сама тому свидетель.

В марте в пресс-клубе Дома журналистов проходила встреча с Римасом Туминасом. Если кто не знает, сегодня это художественный руководитель и главный режиссёр вахтанговцев. Человек, сумевший вдохнуть жизнь в чуть тёплый трупп некогда славного театра. Попробуйте сегодня купить хоть за неделю до спектакля билет на «Пристань» или «Онегина»…если получится легко и просто, вы «не прохожий». Римас Владимирович очень интересный рассказчик. Не «агитатор», не сказочник, а из категории «мыслящих повествователей». Немного подкачал старенький диктофон и подвела «негромкость» рассказчика, потому никак не расшифрую запись. Когда-нибудь сделаю, а сегодня ту встречу я вспомнила по другому поводу. Где-то в середине встречи прозвучал вопрос, постановка которого заставила меня неприятно поёжиться. Кто его задал – не знаю. Какой-то из «громких дядек», может с ТВ, а может из какого-то важного издания. Был он такой «в апломбе» и держался уверенно и как-то так «снисходительно важно».

«Сейчас много говорят о желании или приглашении Любимова в третий раз вернуться в театр. Ну в первый раз, это конечно, была трагедия, второй раз – фарс. Сейчас если он вернётся, я не знаю, как это назвать…но всё же, ему 96 лет….и как это будет выглядеть?» — с непередаваемой интонацией, в которой были и недоумение человека знающего и понимающего и снисходительная насмешка, и уверенность в праве недоумевать по такому поводу….важный, очень важный господин…
Помню, смотрю я тогда на Туминаса и вспоминаю юбилей Ю.П, отмечавшийся в Вахтанговском…и мысль такая – если он, Туминас, тональность сейчас эту поддержит и подхватит, если даже только просто «понимающе улыбнётся», то никогда не смогу больше ему поверить…. А ловлю себя на желании встать, подойти к этому «важному господину2 и отвесить ему «леща», чтоб знал, мерзавчик, своё место. Детский максимализм, так неуместный у взрослой тётки? Возможно и прав, кто так скажет. Да уже не поправить.

Но нет, всё обошлось. Долгим взглядом посмотрел Р.В. на вопрошающего и просто рассказал о действительно трудном, но очень здравом и по настоящему Большом человеке, который пришёл в Вахтанговский не за поддержкой и милостью, а работать….и который работал так, что молодые просили о пощаде. И, между прочим, сумел из каждого причастного вынуть и вынести на свет то, что он, как актёр, возможно в себе и не подозревал и на что, может быть, никогда и не рассчитывал. Вы видели «Бесов», которых он поставил в Вахтангова? Отлично помню, как в переполненном зале мы «не двигались и не дышали», чтоб не пропустить ни вздоха, ни жеста, ни взгляда, ни слова.

Рассказ Туминаса (весь, не только о Ю.П.) надо бы расшифровать и выложить. Обещаю, что однажды это сделаю….

Приближается день рождения Таганки….или, День Памяти?
Эту фотографию нашла в архивах РИА-Новости. Юлия Константиновна Борисова, Народная артистка СССР, коллега Юрия Петровича по Вахтанговскому театру, пришла поздравить Любимова и Таганку с 10-ти летним юбилеем. Здесь юбиляр счастлив и ещё не знает, что пройдут годы и на очередной свой день рождения он соберёт гостей не в построенном им, а в отчем доме. Тоже, в общем, неплохо…

Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Петрович Любимов и Народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова

А это фотография сделана в день пресс-показа «Бесов»… Великовозрастный «Блудный сын» в родных стенах. Они не предали, пригрели. Как-то стерпели легендарно несносный нрав сына… за что им поклон и благодарность.

Пресс-показ спектакля "Бесы"

Ps: Ю.П. планирует закончить работу над «Князем Игорем» и после этого поставить оперу Владимира Мартынова «Школа жён»….и почему-то уже совсем не жаль Таганки….ну была, теперь нет. Начиналось то всё просто с «Драмы и комедии» вблизи станции метро «Таганская»….вот и вернулась с чего началось. Пройдёт время….Отдышится, забудется. Придут «чистые с глазами горящими». А пока…есть и другие адреса.