Блошиный: Фото-повесть чемоданно-ностальгическая …

Автор: | 24.03.2013

Фотографии выполнены камерой CANON EOS 7D, объектив CANON EF-S 18-135 mm 1:3,5-5,6, предоставленными компанией RENTAPHOTO в рамках проекта «ФОТО’ОБЪЕКТИВНО»

Состоялась очередная встреча с немного идеализированным прошлым. Это я про выставку-ярмарку «Блошиный рынок». Есть в ней что-то театральное, но в самом хорошем смысле этого слова. Как в театре важна вера в предлагаемые обстоятельства (прежде всего, у актёров, чтоб они могли ею заразить зрителей в зале), так и здесь, на «Блошином», от продавцов требуется некая вера в то, что они продавцы не просто старых (пусть и отреставрированных) вещей, а волшебники. И вот эти волшебники,  с помощью неведомых и неслышных простым обывателям заклинаний и самых обычных (с виду) атрибутов, способны переносить нас в тот день и в тот час, в котором мы хотели бы быть…. Как им это удаётся? Я думаю, что это у них такой дар…секретный и потому расспрашивать бесполезно, надо просто принять….

Не могу объяснить, что такого особенного в этом человеке. Воспринимаю его уже как «Лицо Блошиного рынка». Такое хорошее лицо – добродушное, но с хитринкой. О, он далеко не простак! Откуда он, точно не помню (но кажется, из Голландии). Но заметила уже не однажды, что стоит мне только подняться по ступенькам, как ищу его глазами, словно он такая «добрая примета». Вот и в этот раз, увидела, отметила – ага, на месте, всё в порядке. Увидеть его на этой выставке, словно убедиться, что всё под контролем и всё идёт своим чередом.

Но всё же. Прихожу я сюда не с продавцами увидеться-встретиться, а погрузиться в приятные воспоминания и поснимать что-то не повседневное. Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один….погружаюсь — …..

Никак не вспомню,  какая судьба постигла мой белый фартук…? Отчётливо помню, как расписывались на нём и как какое-то время он ещё висел, красиво пришпиленный к стене и отображался в зеркале напротив. Что стало с ним позже?

Вот дамы обсуждают посуду и вспоминают, как накрывались в наших малогабаритках столы на 20-30, а то на на больше человек. А сервизы то продавались на 6 и на 12 персон и если в семье было не больше двух-трёх сервизов, то за недостающей посудой шли к соседям. Так как и за табуретами-стульями. Соседи, при этом, в застолье (как правило) также принимали участие. Бывало что и со своею закускою.

Расхожее «спички детям не игрушка» помните? А ведь играли и ещё как творчески подходили и к спичкам, и к коробкам из них. Из спичек некоторые умельцы (в нашем класс даже были такие),  создавали из них макеты не только отдельных домов и замков,  но и целых городов. А уж сколько всего можно было сделать из спичечных коробков! Я, признаюсь, с ними не возилась, но помню, как мастерили другие. Иногда целыми семьями! Много раз заходя в выходной день к подружке заставала всю их многочисленную семью, начиная с прадедушки и заканчивая старшими братьями и мамой, увлечённо за разобранным столом  клеящими какой-то город и жителей в нём.  Тихонечко накручивалась на бабину магнитная лента, играл оркестр Поля Мариа, а я сидела за другим столом, пила чай с вареньем и ждала, пока подружка закончит какой-то очень важный фрагмент и соберёт свои инструменты. И не помню, чтоб их занятие меня или кого другого удивляло…? Нет, всё воспринималось обыденным и привычным, в каждой семье (мне казалось) были свои какие-то увлечении и обычаи.

Я никогда не узнаю, над какой такой пластинкой застыл этот человек и что ему вспоминается.  Самой же припомнился вдруг чёрный виниловый диск и оранжевой наклейкой по центру…и ликующее —  «Я тебя давно опоила колдовскою травой….всё равно ты будешь мой» И почему-то мне от этой колдовской песенки становилось весело и радостно,  и хотелось скакать на одной ножке. Что так радовало того ребёнка с тощими косицами за ушами?

Роль «многодетной мамы» примерили на себя, кажется, все девчонки моего поколения. Этих пупсов-голышей на каждую из нас приходилось, не помню уже, по сколько штук. Между собой они были бы не различимыми, если бы не наши золотые ручки, которыми самые на руки бездарные (включая меня) мы обряжали своих «деток». Мы шили и вязали им всё — от трусов и нижнего белья до роскошных (или не очень) шуб и пальто. Но не хлебом (в наших случаях, не платьем) единым. Мы свой родительский долг хорошо понимали потому не только «кормили-обували-одевали», но также и образовывали и воспитывали, заодно образовываясь и воспитываясь сами. Вспомнилось, как к «дежурной маме» другие «приводили своих детей» и эта «дежурная», если умела, читала из книжки, а не, так рассказывала «детям по памяти», а другие «мамы» в это время «работали на работе». Нужны ли мне эти воспоминания? Что они мне дают сейчас? А ничего, просто приятно. Просто удовольствие, да ещё таким простым способом полученное, это разве плохо?

Взгляните на этих фарфоровых леди! Не могла себе позволить фамильярности в съёмке (стоимость каждой в среднем 20 тысяч рублей), потому придётся довольствоваться фоткми «издалека». Могли бы вы представить их в навалку да ещё в общей корзине?

И что с того, что у  одной из них рука провисает а у другой – съезжает набок паричок…. По праву высокого происхождения и уникальности для них и условия продажи совсем иные. Равноправия нет и не может быть даже в кукольном мире….Вот таким нехитрым образом Блошиный рынок разбивает иллюзии. Хотите, чтоб вас помнили и ценили и не хотите «в навалку в общую корзину»? Будьте уникальными.

Крутила, вертела, щупала здесь и там, но так и не смогла понять, из чего делали эти чемоданы? Помню, у меня был точно такой же, мне доставшийся уже изрядно потрёпанным. И он же после перешёл к моей младшей сестре. Мы с ним ездили в детский лагерь и поверьте, для любых чемоданов это было то ещё испытание….но они выживали! Ой, ещё вспомнила — они ж без колёсиков были. Вещей на месяц и гостинцев на две недели (так думали мамы). Сколько-то нас везли электричкой и автобусами, а от ворот до корпуса надо было идти пешком и чемодан свой тащить самой. А он, чемодан в смысле, аж до земли и приходится сильно наклоняться в другую сторону, чтоб не волочился. А ещё помню, как однажды, в дождь, он вдруг раскрылся и все вещи из него, и баранки с конфетами оказались в луже.
Хорошо, что прежде чем подняться на выставку упросила строгую «начальницу гардероба» принять и мой рюкзак с кошельком. Это в который раз помогло мне устоять перед соблазном….чемодан я крутила невероятно долго и всё боролась с желанием отложить его и сбегать за деньгами. Вид его вызывает просто невероятно «чемоданное» настроение. Думаю, если бы купила и принесла домой, то точно бы назавтра всё б забросила и куда-нибудь уматала. *Отличный элемент дизайна для офиса турбюро )

Заводной мишка. Кажется, такие же были с бутылочкй и соской, с балалайкой и с барабаном. Вот ведь, сохранился у кого-то… Этот даже и с ключиком. Собирательница этой коллекции сказала, что это редкость, чтоб родные ключики сохранились. Двигается он очень забавно – как есть, косолапый! Но морда лица у него не слишком добрая, согласитесь. Мишка, хоть и в бархате, а всё равно напоминает солдат Урфин Джюса. Но, кто не увидит мишку, всяк улыбается. И каждый второй вспоминает – «Мишка косолапый по лесу идёт»….хоть это явно про другого мишку. Но такая вот у нас память, подсказывает не обязательно со 100% соответствием.

О сказки, о милые сказки!
В раю первозданные дни.
Как много в них солнца
Как много в них ласки….

Альбом неизвестной барышни. В моём детстве тоже были такие «альбом», но мы называли их «песенниками» и записывали в них слова песен, стихи, короткие рассказы, анкеты, «секретики» – записывалось желание-пожелание или просто шутка какая-нибудь, страничка загибалась и получался «секретик». Но альбом «неизвестной барышни» выглядит много элегантнее песенников из моего детства, которые мы вели в тетрадях на 48 листов. Впрочем, я как-то не особо увлекалась песенниками, мне больше нравилось вести и перечитывать «анкеты». И помню, что гордилась, что в моих «анкетах» было больше, чем у других вопросов и были они «с глубоким содержанием». Наверное, современным детям альбомы заменяют стены в социальных сетях…? Впрочем, я совсем не знаю современных детей.

За тем же прилавком обнаружила великолепную подборку старых фотографий. Вспомнила, что и у меня тоже был костюм матроска, но эти детки явно будут из более раннего поколения, наверное, ещё довоенного. Как-то сложилась их судьба?

*И особо хочу отметить эту букинистическую лавку….до чего терпеливы и внимательны её сотрудники!!! Я сразу, как только они меня заметили, пояснила, что хочу шла сюда без денег, чтоб нечаянно что не купить не нужного, что просто хочу посмотреть…можно ли поснимаю? Да, конечно, снимайте, — отвечают….да ещё и помогают, что-то подержат, с чего то снимут полиэтиленовую обложку. Запишите, если интересуетесь букинистической литературой и подарочными изданиями – Кожаная мозаика, +7(495)645 39 34, komo. ru


С этой мартовской выставки (чуть было не написала «весенней», но показалось назвать весенним этот март…уж больно заметает), так вот, с этой выставки на «Блошином» стали проводить мастер-классы! Как поспешила мне сообщить одна из посетительниц, на выставке «Бижутерия» (это родственный Блошиному рынку проект)  всегда очень интересные мастер-классы. Может быть, были прежде и здесь, а я просто не попадала на них? Сомневаюсь, кажется, я зависаю здесь всегда всерьёз и дотошно. Как бы ни было, в этот раз  повезло познакомиться с авторами Галереи авторских подарков ZOEART . RU (ул. Чаянова, дом 15, корп.5 +7(499) 250-65-58).  В этой галерее занимаются папье-маше, паперклеем, ладолла, фимо, живописью шерстью, бумамагокручением, мишками Тедди, и ещё многим и многим…но у меня вызвали восторг  так называемые,  «пряничные куклы». Наивная, я первым делом спросила, при какой температуре их выпекают и как долго они хранятся….оказывается, они только видом своим словно прянички, а на самом деле теста там и нет никакого. Закончилось тем, что я записалась на мастер-классы в эту галерею. Хочу попробовать свои силы в пряничных куклах и в папье-маше. Я им (мастерам) честно призналась, что руки мои к рукоделию мало пригодны и что из всех неумёх я самая неумёха, но они только посмеялись над этим….Посмотрим, кто кого…?

А пока я бродила меж прилавков, вылавливая ассоциации, впечатления и воспоминания, другие обновляли гардеробы. Как, к примеру, вот этот молодой человек….смотрите, какое пальто! Он в нём совсем английский денди…

В чём, скажите, секрет фасонов 70-х-80-х…..? Вопрос не проверочный, не риторический. Действительно, не понимаю. При том, что мне и самой платья, кофты, юбки тех дней изо дня сегодняшнего если смотреть, кажутся очень даже привлекательными….а чем – не пойму….?

И вот ещё, тоже, платьишная, тема. Штапель. Я помню, были у меня платьица из такой ткани. Обычные, недорогие, фабричные. Есть они и сегодня, но уже – авторские и стоимость их в среднем 6-7 тысяч. И пользуются они при этом большим интересом.

И последний штрих, из любимых…нравится мне доброжелательный и оживлённых галдёж на этом «рынке»….нравится, что смех и восклицания от радостных находок здесь сдобрен звучанием доброй и красивой музыки, живой, но очень напоминающей ту, что звучала со старых патефонов.

 

Москва, Тишинская площадь дом 1, март 2013…продолжение следует!

Анонсы и репортажи с предыдущих выставок проекта «Блошиный рынок»