Цитируя Альтиста ….

Автор: | 22.01.2013

Маэстро Башмет

Не ожидала, что гневная реакция на высказывание Юрия Башмета перехлестнётся с моими восторгами в его адрес. А было так…

Готовя анонс фестиваля к юбилею маэстро, наткнулась на упоминание написанной им книги – «Вокзал мечты». Заинтересовалась, посмотрела по магазинам…не найдя в бумажном, обнаружила в электронном виде (да ещё и бесплатно). Закачала.

Захватило с первых строк. Ощущение, что сидишь с автором за одним столом или у камина и он, перебирая в памяти встречи, расставания, имена и факты, осмысливает их сам и рассказывает…не всему миру,  только тебе. …Написано искренне и просто, без рисовки, надлома и пафоса. Зачиталась.

Вспомнив, что обещала написать пару писем, от чтения оторвалась.  Написала, отправила, заодно раскидала по  друзьям и знакомыми ссылку на книгу. Со многими только на днях ведь говорили о масштабе и значимости этого музыканта…о книге тогда и не знала. Вернулась к чтению.

Талант, тяжелейшая ноша. И обременённый этой ношей совсем не обязан быть во всём правым, всем нравиться и непорочным. Особенно, когда вокруг столько правд, и когда все эти правды и сами криком кричат, и заглушаются воплями-криками неправд…. [Но это я, простите, отвлеклась. Это просто скачок «внутренней температуры». Обнажили нервы повесть Башмета и сыгранная им в дуэте с Рихтером Соната Шостаковича.]

Утром решила поделиться уже не ссылкой, цитатой из повести…захожу в почту… читаю разное возмущенное/саркастическое/ удивлённое, самое спокойное в котором – «Как ты могла?  Ему ведь не только до детей, и до тебя нет дела… Никитин прав, надо проигнорировать его юбилей»

И ссылка на Грани.ру, где обсуждают заявления Сергея Никитина с отказом участвовать в концерте по случаю юбилея Башмета. Ещё одна из громко кричащих «правд»?
И к ссылке вопрос — как же буду теперь выпутываться и открещиваться? Отвечаю – НИКАК.

Грустно…тоскливо. Могу понять политиков, провоцирующих авторитетных, талантливых, ярких на на неоднозначные высказывания. Могу понять толпу, выхватывающую из громко кричащих правд одну (и лучше если человека с именем) чтобы поднять как знамя или, напротив, затоптать…по интересам.
Но зачем же одному музыканту так громко кричать против другого? Ну, не согласен, решил, что не найдёшь в себе силы пойти на концерт…Так просто, останься дома. А юбиляру позвони, напиши, мол – «не согласен с тобой я, Юра…потому, на юбилее быть не смогу…прости, поговорим с тобой на эту тему после». Но так не услышат другие….?

Оставлю эту тему на совести толпы и к ней примкнувших. Здесь только вы сейчас и никого другого. Попробуйте не слышать шума….послушайте….просто послушайте.

И немного цитат из книги Юрия Башмета «Вокзал мечты».

«…Я назвал книгу «Вокзал мечты», можно сказать, по инерции. Она полна имен дорогих мне людей. Они дарили мне свою дружбу, делились своими мыслями и надеждами. Я всех их искренне люблю. Поэтому вы не встретите на этих страницах плохих людей. Не потому, что их не было в моей жизни. Просто не хочется вспоминать о них. Хороших, добрых, умных было гораздо больше….»

***.

«…Я считаю, что дети и родители — это прямая связь навсегда, если угодно, это кармическая связь. А связь мужа и жены — духовная. Почему в легендах часто рассказывается, что муж и жена прожили всю жизнь счастливо и умерли в один день? Это счастливое совпадение душ. Предназначенность, наверное, существует….»

***

«…Никто на самом деле не знает, что такое альт. Его невозможно подогнать под какое то точное определение. Действительно, что это такое? Разные альты настолько отличаются по тону, что просто таки не верится, что они сконструированы по одному образцу. Стоит закрыть глаза — и вы услышите звучание: иногда скрипки, иногда виолончели, но каждый раз все равно чуть чуть иное. Альт — совершенно мистический, очень таинственный инструмент. Но если преодолеть все его сложности и заключить с ним «союзный договор», то с альтом происходит метаморфоза, как с Золушкой. Он становится инструментом аристократом!…»

***

«….Когда я первый раз услышал Сонату для альта и фортепиано Шостаковича, мне даже странным показалось — цитата из «Лунной сонаты» на струнном инструменте! Стал над ней работать — мурашки по телу. Описать эту музыку невозможно, нет таких слов! Я уже говорил — она требует такой отдачи, что не сразу можно после ее исполнения прийти в себя. Даже Шуберта, даже Шопена можно исполнить как бы немножко «со стороны», абстрагируясь чуть чуть, а эту сонату — нет. Берешь смычок, входишь в совершенно особое состояние и оказываешься непосредственно в мире происходящего. Гораздо ближе, чем публика, которая тебя слушает. Ты первый в очереди в чистилище, что то вроде того…..»

***

«…Его [Рихтера]девиз в жизни был — преодоление самого себя. Он любил поставить себе какую нибудь трудную задачу. Обойти Москву по Садовому кольцу или пешком дойти до Звенигорода, например. Эти задачи он обязательно пунктуально выполнял.
А были и смешные состязания. Однажды у него на даче устроили конкурс, кто больше съест пельменей. Участвовали Олег Каган, Андрюша Гаврилов, я, Митя Дорлиак, Таня Дорлиак, Нина Львовна и сам Маэстро. Я сдался первым. Помню также, что Андрюше Гаврилову было очень плохо, и он в невменяемом состоянии улегся на диван вместе с собакой. …Странные вещи иногда вспоминаются…»

***

«…Когда я вернулся после победы на конкурсе в Мюнхене, то обнаружил, что Москва об этом не знает. В Мюнхене, где Федор Серафимович Дружинин был в жюри конкурса, мы с ним радовались и праздновали победу, нашу общую победу — мою, его и Мунтяна. А в консерватории об этом никто не знал и никто меня не поздравлял…»

* да…Москва (и не только) часто выбирает «пошуметь» другие темы…

«…Шекспировский трагизм музыки Шнитке носит у него отнюдь не умозрительный характер. Все умные рассуждения о «полистилистике» его музыки — скорее пища для рассуждений музыковедов. Важно то, что, стараясь в своем творчестве добраться до сути человеческого бытия, он непосредственно через свою душу и сердце пропускал столкновение полярных сил, его составляющих: любви и ненависти, правды и лжи, жизни и смерти. Недаром смерть в ее натуральном обличье приходила к Альфреду Шнитке с 1985 го по 1998 год четырежды — и он писал левой рукой ноты, даже когда уже не мог говорить….»
«…Мне кажется, что на сегодняшний день Гия [Канчели]достиг какой то опасной черты. Потому что если человек достигает такой гармонии, то ему дальше ничего не остается делать, как начинать где то опять ее разрушать, чтобы снова творить и дальше фантазировать. Дело в том, что мастерство его, человеческий опыт, мелодический талант и такой бешеный сегодня взлет популярности (и на Западе тоже) — все сейчас в полном соответствии. Может быть, я немножко преувеличиваю, но думаю, что все ему удается с легкостью Моцарта и Пушкина….»

*добавила, чтоб не забыть позже обратиться и к этому имени…

«…Всем нам знакомо детское желание летать. Обычно оно проходит с возрастом. К счастью, для меня оно пока что достижимо. Для этого просто необходимо войти в особое состояние — состояние одиночества с инструментом в руках….»

***

«…Джаз — тоже эмоциональный жанр, но более рациональный и абстрактный, чем рок и поп музыка. Импровизация в джазе требует колоссальной смелости, фантазии и обостренного чувства ритма. Классическая же музыка, мне кажется, предназначена для людей духовных, вне зависимости от образования, профессии. Она как вера, к ней все тянутся, просто путь бывает разным….»

***

«….Я давно и преданно люблю Париж. И конечно — Львов. Люблю так, как любят детство, маму. Но, наверное, больше всего на этом свете все таки люблю Москву. Иначе как объяснить, почему мой дом именно в Москве и нигде в мире — ни в Париже, ни во Флоренции, ни в Монпелье, — нигде еще не было ни квартиры, ни дома. Как объяснить, почему я непременно возвращаюсь сюда, а улетая на очередные гастроли, не успевает самолет оторваться от земли в аэропорту Шереметьево, уже ощущаю, как меня тянет назад. Как магнит. Как особая сердечная струна….»

***

«…Прибавляют ли награды популярности? Не знаю. Но совершенно точно знаю, что некоторых коллег это раздражает. Вообще, когда артиста отмечают какой либо наградой, это означает лишь то, что его общественное признание получило какой то официальный статус. Это совершенно не удешевляет его дух, если он понимает, что на самом деле он служит своему Богу. А его Бог — это музыка….»