Симфонический оркестр Люцернского фестиваля — Клаудио Аббадо – Мария Жоао Пиреш

Автор: | 16.08.2012

Вчера только готовя анонс к IV Большому фестивалю РНО, поймала себя на мысли, как хорошо было бы поселиться в зале Чайковского. И сегодня всё та же мысль – просить в концертном зале «музыкального убежища», чтоб не пропустить ни одного волшебного вечера (хотя бы на сентябрь…впрочем, уже знаю, что в октябре будет не легче)…

Ещё одна программа, о которой не в силах промолчать и которую уже мечтаю увидеть и услышать..

19 сентября в концертном зале имени Чайковского, прекрасная Мария Жоао Пиреш (фортепьяно) играет с Симфоническим оркестром Люцернского фестиваля. Дирижёр – Клаудио Аббадо.

Начну с оркестра. Это не постоянный, это сборный коллектив, формируемый из уже состоявшихся музыкантов, которым нет нужды кому-то что-то доказывать и также, нет необходимости угодить ради заработка. Они востребованы в своей повседневности и игра в этом оркестре это уже больше, чем работа, это возможность ещё более выразить себя среди равных, а значит столь же великолепных. Люцерн, городок в Швейцарии, где ежегодно проходит этот очень любимый и слушателями и исполнителями фестиваль. История Оркестра Люцернского фестиваля ведёт свой отсчёт с 1938-го года, и тогда им руководил Артуро Тосканини. Сегодня оркестром руководит другая легенда дирижёрского искусства, маэстро Клаудио Аббадо. Он же лично занимается отбором музыкантов. Не перечислить всех наград и регалий маэстро Аббадо. Вот некоторые из них – Большой Крест Итальянской республики, Орден Почётного Легиона, Большой Крест «За заслуги» Федеративной Республики Германии, Почётное Кольцо города Вены, Большой Золотой Почётный знак Австрийской Республики, степени с отличием университетов Абердина, Феррары и Кембриджа, Золотая медаль Международного общества Густава Малера и признанная во всём мире «Музыкальная премия Эрнста фон Сименса».

И наконец, Мария Жоао Пиреш. Начну с совершенно не музыкальной оценки Просмотрела и прослушала десятки роликов и записей этой пианистки и скажу, что как бы прекрасно она не звучала, воздействие исходящих из под её рук звуков многократно усиливается невероятным соответствием всего её внешнего облика тому, что она транслирует. Тот случай, когда подумываешь о техническом несовершенстве наших лучших залов. Как было бы замечательно иметь возможность с любого места в зале видеть на большом экране глаза и руки исполнителя….не всегда, но в случае с Марией Жоао это определенно так. Она прекрасна и годы не властны на ней…её свет бьёт изнутри.
Но надо, пожалуй, несколько слов и о творческом пути? На мой взгляд, сложился он прекрасно! Играть (осознанно играть ) Мария начала в возрасте трёх лет. Первый сольник исполнила в пять. К семи годам активно концертировала, а в девять ей вручили главный приз Португалии для молодых музыкантов. Ну а после победы в Международном конкурсе им. Бетховена в Брюсселе (в 1970м, когда Марии было всего 26 лет) пошли концерты, концерты и концерты…сольные и с лучшими оркестрами мира…так продолжалось очень долгие годы, но в наши дни пианистка концертирует крайне редко и столь же редко выходит в свет. Пишут, что Мария Жоао ведёт, практически, затворнический образ жизни. Скорее всего, тому есть причины, но думается, что тем эмоционально насыщеннее может быть каждое её выступление. И уж конечно, каждый её выход к публике и к инструменту событие, которое не забыть…

И, наконец, о программе на 19 сентября. А прозвучат в этот вечер Концерт №17 для фортепьяно с оркестром В.А. Моцарта и Симфония №9 Брукнера.
Искренне желаю и вам и себе это услышать….