Русская небылица о Медведе, что не вовремя самозародился

Автор: | 17.06.2012

 «Медведя»  прочитала с год назад. Помню, порадовалась фирменной быковской интонации – так умели говорить редкие умные мальчики из тех,  которым удавалось вопреки природному интеллекту  противостоять дворовой шобле. Обычно они равно владели и ударом и словом.  Таких, увы, было немного и не знаю, как часто случаются они сейчас. Но я это к слову. Написано здорово и читая,  сожалела, что поставить это так, чтоб злоба дня и актуальность не сожрали подтексты,  наверное, сложно, и потому навряд ли найдётся театр, который возьмётся.  Никогда не любила пересказов, потому что хочется упомянуть и то, и это…и не утонуть в деталях (а он сказал то, а она ответила это). Попробую сжато.

В одном, ничем не примечательном семействе, ни  того, ни с сего, взял да и самозародился медведь. Не дракон о много глав и с крыльями, не кобылица с горбом – самый что ни на есть «медведь европейский бурый, ursus arctos, ареал распространения — Урал, Сибирь, европейская часть России, степи и даже субтропики. Вес взрослой особи — до 700 кг, длина тела — до 2 метров, продолжительность жизни — 40, в неволе до 45 лет».  Ну, это, конечно, событие. И самозарождаются звери у нас не каждый день…а тут, вы просто должны в это вникнуть, самозародился не просто зверь, а символ(!) *читать лучше стоя, а не то ведь и посадят.

Растерянное семейство (и что теперь делать со «временно мелким» зверем, которого угораздило родиться не просто без папы-мамы, так ещё и символом, и которого попробуй ещё и прокормить?) не придумало ничего лучшего, как обратиться за помощью в соответствующие органы. Как не трудно догадаться, с этим своим обращением они сильно попали – сказка на этом закончилась, началась наша российская реальность.  А реальность наша куда как абсурднее самой фантасмагоричной сказки.  И, что немаловажно – безвременна. Т.е., была, есть и…будет?

Но  постановка состоялась. «Медведя»  в «Школе современной пьесы» «Медведя» поставил Райхельгауз.

Немного о спектакле.

Необычную расстановку в зрительном зале Райхельгауз использует не впервые. Кто-то видит в этом новаторство, а я — обращение к истокам – площадному театру. Знаю, что зрители, купившие билеты в последние боковые места, и особенно при такой нестандартной расстановке, бывают недовольны. Я смотрела как раз  с такого, в последнем ряду, бокового места. Да, моментами видно не всё, но то же бывает и при традиционной рассадке, и если честно, особого дискомфорта от такой удалённости я не испытала. И мне показалось, что такая расстановка создаёт «объём» и панорамность, да и в некоторой степени, помогает зрителю держаться в тонусе – приходится постоянно  выбирать «центр тяжести» и «точку притяжения».

По духу постановка очень  площадна и вполне определённо обращается к Чести и Совести. Но обращается иронично и где-то обречённо….*а в самом деле, сколько уже об этом можно громко и всерьёз?

Музыка, свет, костюмы – всё очень выразительно, и опять же, выдержана мера, чёткая грань, которая не позволила превратить действо в карикатурный лубок.

Шикарные персонажи и великолепные актёрские работы. Практически невозможно выделить кого либо. Разве, главного героя, роль которого досталась Альберту Филозову. Но именно потому, что это Филозов, о нём и его герое скажу после всех.

О прочих попробую в том порядке, как «придут на ум». Самой интересно, как распорядилась  память.

«Господи помилуй, чего только не освящал, одних «Мерседесов» в проклятые девяностые сколь пересвятили, мобильников более ста, спонсор Феофилакт Тамбовский, в миру Пупырь, приносил пистолет «магнум 44», вот такая дура! — а медведя впервые Господь сподобил.» — приговаривет по ходу своего дела  дьякон или,  отец Варсонофий, которого сыграл Юрий Чернов .

Ой, не дурак, этот самый отец Варсонафий, совсем не дурак. Он за столько и за стольких уже помолился, и столько повидал, умеет «не удивиться» и знает, кого как «пригладить» и кому какое «напутствие» сказать. Это не он приспособленец, это его религия умеет приспособить ситуацию к желаниям тех, кто платит. И символ отечества, или тех, кто отечество «качает» само собой, имеет право стать и символом его веры. Легко, органично и красиво, под правильную цитату. А ещё, отец Варсонафий умеет «уйти» — степенно и смиренно, без суеты. Очень живописная роль – характерная и речевая.

Полковник, которого играет Владимир Шульга,   хорошо знает, что служба, прежде всего, должна быть заметной. А ещё, что думать и рассуждать, по меньшей мере, неразумно, а в целом, так и вредно.  В общем, он такой, настоящий, среднестатистический полковник. Вполне может быть безопасным для не думающих и не рассуждающих и не перебегающих дорогу.

«Многие знают фразу Галилея «А все-таки она вертится», но не все помнят, что после небольшой паузы ученый добавил: «А толку?». Маркс показал, откуда берутся деньги, но так и не смог объяснить, куда они деваются»   –  (секретарь академии наук)

Героиня Елены Санаевой, невероятна! Сколько в ней искренности и до чего же она правдоподобна и органична! Я лично знакома с несколькими дамами формата героини Санаевой и у меня было ощущение, что эти знакомства у нас общие.

«Боже мой, Боже мой, почему я, рожденный жонглировать мирами, должен паясничать перед этими насекомыми?» — представитель администрации, которого играет Владимир Качан

Представитель администрации брезглив и  нордичен.  Человек-транслятор высших задач и миссий ни на секунду  не способен усомниться  в своём превосходстве и в самом своём праве на него. АП представляет систему, которая знает про каждого то, что с ним было и что могло бы быть, если бы…. И лучшее, что может сделать каждый (лучшее, для «каждого», разумеется) это молчать и делать, что сказали. А не то, система…..(додумайте сами, что может сделать система с каждым).

«Слушай, я все понимаю. Не надо мне приписывать, да? Не надо мне говорить, что я тебя не люблю, потому что это неправда. Я, конечно, не совсем понимаю, почему тебя все время надо любить, хотя про тебя ничего не понятно и даже почти не видно. Когда мне что-нибудь надо, тебя не дозовешься, а когда мне надо мыться, ты тут как тут. Я вообще не понимаю, почему ты всегда появляешься в таком виде. Если бы ты там зародилось в виде девочки с косичкой или хоть вот этой, которая зовет, — это ладно, пусть, я только за, живи сколько влезет. Но почему все время в виде зверя? Неужели ты думаешь, что так сильнее полюбят? Можно было бы как-то мягче, я не знаю, мурр, мурр… Тебе же не надо, чтобы мы тебя боялись? Это они пусть боятся! Они — да, они не любят, они хотят недра, они пускай там трясутся у себя под одеялом, туда рычи, сюда не надо рычать! Но ты же все время рычишь сюда! Ты рычишь сюда, чтобы боялись они. Но они же не боятся, когда сюда. Они радуются. Почему ты не можешь туда в виде медведя, а сюда в виде матери? Почему ты можешь только сюда в виде медведя, а туда в виде нефти?» —  говорит главный герой,  Миша Григорьев.

Когда-то Миша был врачом. Судьба распорядилась стать ему риэлтором. Скорее всего, не самым таким успешным (видимо, всё что он смог применить из навыков, это бегать. А вот «убивать старушек» так и не научился). Да многому чему не научился. Довольно смиренный,  готовый признать свой дом не своим (Слов «мой, моя, мое» больше нет. Чья это ванна? –Его, — Чья квартира? – Его) на вопрос «Чья жена?» всё-же вспоминает о человеческом достоинстве – «Моя». Герою Филозова свойственны все вредные привычки его поколения (сейчас ему около 50). Так, он при всей своей покладистости и смиренности, никак не отучится думать, рассуждать, задавать вопросы, в том числе и смысловые (а это уже прямая угроза нацбезопасности, как вы понимаете). Подумалось, что это ещё  его счастье, что прежде, до самозарождения медведя, ему удавалось быть неприметным.  Потому что с такими привычками … в общем, в администрацию президента таких не берут.

Филозову удалось сделать своего положительного героя интересным, что на самом деле, очень не просто. И пожалуй, с последнего ряда мне как раз и не хватало возможности в него всмотреться. Но зато, как всегда, и я, и весь зал, буквально впитывали его удивительный голос и невероятно богатые  интонации.

Как и во всех постановках Райхельгауза, в «Медведе» много музыки и движения, органично вплетённых в канву спектакля. Это не музыкальные и не хореографические номера, которые можно было бы представлять отдельно – это именно вплетения, позволяющие создать разноцветное полотно. Роль разноцветия оживить действо и как-бы раздвинуть рамки, без них было бы сложно наблюдать действо, не выходящее за рамки квартиры Григорьевых.

Есть опасения, что спектакль этот на сцене продержится недолго. Очень может быть. А жаль, потому что это будет очень несправедливо. Но вы ещё можете успеть.

И как итог – «Медведь» Райхельгауза – смелый, яркий и талантливый ПОСТУПОК и прекрасное театральное действо. С чем я и поздравляю всю труппу «Школы современной пьесы». 

Браво!

ps: Только написав всё, что выше, заглянула на сайт и обратила внимание и удивилась —  «продолжительность спектакля 2 часа 45 минут». А мне показалось, меньше 2-х часов. Вот как ) Здорово!

Действующие лица и исполнители:

Миша Григорьев:                                                  Альберт ФИЛОЗОВ

Его жена Маша:                                                     Ирина АЛФЁРОВА

Его дочь Оля:                                                        Даниэлла СЕЛИЦКА

Его сын Алик:                                                  Андрей МАКСИМОВ — мл.

Полковник:                                                             Владимир ШУЛЬГА

Идеолог:                                                                   Владимир КАЧАН

Представитель Администрации Президента,
сокращённо АП:                                                         Максим ЕВСЕЕВ

Зоолог:                                                                         Иван МАМОНОВ

Секретарь академии наук:                                         Елена САНАЕВА

Дьякон:                                                                          Юрий ЧЕРНОВ

Несогласный:                                                Александр ОВЧИННИКОВ

Пиарщица-биограф:                                            Ольга ГУСИЛЕТОВА

Караульный:                                                       Алексей ГНИЛИЦКИЙ

Налоговый инспектор:                                               Павел ДРОЗДОВ

Американская журналистка:                                  Джульетта ГЕРИНГ

Бином:                                Дмитрий СОТИРИАДИ — Николай ГОЛУБЕВ

Гастарбайтеры:                                                           Александр ЦОЙ
Егор МОРОЗОВ

Журналисты:                                                       Екатерина КРЕТОВА
Татьяна ФАСЮРА
Виктория ВЯЗОВСКАЯ
Екатерина ДИРЕКТОРЕНКО

Рекламщик:                                                               Андрей ЦИСАРУК

Помощник дьякона:                                                    Дмитрий ЗОТОВ

Девочка:                                                            Даша ГОРОШИНСКАЯ

В эпизодах: студенты РАТИ (ГИТИС), костюмеры, реквизиторы, гримеры, осветители, радисты, монтировщики и другие работники театра.

Пьеса – лауреат Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» 2010 года

Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

Премьера состоялась 14 октября 2011 года