Другой театр. Чужие «Гости» нашего настоящего…

Г О С Т И (ПРЕМЬЕРА 25 марта 2012, Ближайшая дата исполнения — не известна)

В РОЛЯХ:
Михаил Фатеев, Эд Дивинский, Альбина Тиханова, Константин Чепурин, Светлана Богацкая/Татьяна Рыбинец /Валерия Яковлева, Олеся Быкодерова, Клаудиа Бочар/Светлана Свибильская, Евгений Волоцкий/Роман Хардиков/Денис Ясик, Алексей Жуйков/Михаил Стародубов

«….Москва увидела очередную «скандальную» постановку…» — «Судя по количеству букетов, постановка зрителям понравилась. Однако шокировать их, как это было задумано у российского режиссёра и немецкого драматурга, не получилось….» (с)

Хорошо, что успела посмотреть «Гостей» прежде,  отзыва-репортажа «Новостей культуры». Нарезка и комментарии переплелись в нем столь «своеобразно»,  что ни за что не  согласилась бы пойти на этот спектакль.

Не нашла, кстати, его ни скандальным, ни провокационным, ни жестоким. Но злым, безжалостным и жёстким – да. И холодным. Что нисколько не шокировало, а словно сдержало душу, не позволяя ей проявить симпатию или сочувствие хоть к кому-то из героев. Подумалось, что эти, в общем-то нормальные для каждого из нас эмоции – симпатия и сочувствие, и привычка искать и находить оправдание любому человеческому типажу, порой, увы, помогает нам закрыть глаза на личные пороки и слабости и быть более терпимыми и снисходительными к чужим.

Но вернёмся к пьесе Буковски и к постановке её в Другом театре.
Действие начинается в бывшем свинарнике. Он и она – прекрасная молодя пара. Он – здоровый, сильный, страстный. Она – вся такая ему под стать, не женщина – соль земли. От этой сильной и красивой пары в зал просто бьёт мощнейшей сексуальной энергией (ханжи, не мечитесь – никакого порно….есть актёры, способные передать сексуальную энергию без топлесов и снятия штанов). Герои мечтают о будущем и как должно, в их мечтах оно эгоистично и прекрасно. В мечтах отель – уютный, светлый, чистый и в качестве счастливых владельцев отеля они сами – всё такие же молодые, здоровые, красивые…и безмерно любящие друг друга. И номер люкс с окнами от потолка до пола, который никому не будет сдаваться, потому что есть ценности, которые не продаются, потому что в этом люксовом номере они будут любить друг друга и в этом же номере будут рождаться их дети.
Да! только вот в отель им должно превратить как раз этот самый свинарник…

*Помните – «От осины не родятся апельсины»….? Это была первая ассоциативная мысль. Как из подлеца или труса не вытравить подлость или трусость, так из свинарника не вытравить свинский дух…..а какой он, этот «свинский дух»? Почему свинарник, а не, скажем, конюшня или птичник?

Сама спросила, сама и отвечу. Может, потому не конюшня, что если б, из конюшни, то было б про нетерпение человеческое или про жажду дорог и просторов….если б про птичник, то верно, про болтливость и блуд…в театре, как в жизни, образы не могут быть случайными. Ну а в свинском духе автор углядел историю стяжательства и продажности. Так силён тот свинский дух, что не вырваться их него никаким молодым, здоровым и красивым….если даже и было в них изначально что-то от порядочной доброй лошади, от курицы или даже от вольной птицы, попав в свинарник, похоже безнадёжно обречены они погрязнуть в свинских ценностях. Что поделать, слаб человек.

В театре половинчатость редко допустима и уместна, и уж точно не могла быть уместной она в этой постановке. Потому, для усиления, густоты и выпуклости этот свинский дух пропитал  каждого из героев пьесы. Продаются все и всё – дочь, любимая, мечта и Вера. О Вере — особо.

Не думаю, что когда Буковски писал свою пьесу, он хоть сколько нибудь мог иметь в виду нашу российскую действительность и наших российских попов. Но немецкий поп, вещающий на дневных проповедях о любви и по скотски и свински покрывающий по ночам чужих жён и чуть не детей (впрочем, всё с теми же словами о любви), сильно кого-то напоминает.

Вас мутит? Меня мутило, но не от пьесы или спектакля, а от понимания, как близко это всё к действительности.

*Да, кого не собери в свинарнике, очень скоро он начнёт вести себя по свински. Интересно, а способна ли свинья поменяться, попади она в место не свинское? Или, такова удивительная сила этого животного?

С приданием хлеву образа и подобия светлого и гостеприимного отеля суть и характер его (хлева) не меняются. Героям уже почти не остаётся сил и времени на мечты, почти не осталось и следов недавней страсти.

Вы когда либо наблюдали семейные пары, утопившие чувства в неком «общем деле». Не в детях, которые свидетельство и естественное продолжение их любви, а в разных там пекарнях, фермах, семейных ресторанах и пр, пр…Есть такие пары, с некоторыми знакома лично, которые жизнь и любовь оставили «на потом»…чтоб сначала создать и подвести под них «платформы» — добиться достатка… А природа порой бывает очень и очень принципиальной и жестокой. Она порой требует – или люби в человеке человеческое и живи с этим сейчас, или….. превращайся в животное… Впрочем, «по выбору»… Некоторые выбирают сами, но есть и те, кто свой выбор доверяют близкому или партнёру. И спектакль не только о том, как хлев способен убить в человеке человеческое. Он также и о том, как иные женщины, от природы прекрасные и сильные, отдают свои жизни и судьбы мужчинам, словно их судьбы и жизни не есть высшая ценность…

Потухший взгляд героини, её опущенные плечи, робкие и неловкие движения, словно она как только может гасит в себе внутренний крик и стон и внутреннее сопротивление происходящему. Стыд, боль, смирение. Продажность. Не женщина, а УТП…Уникальное Торговое Предложение по специальной цене… кроткая и смиренная свинья на заклане.

*Подумалось, что такое смирение должно быть объявлено смертным грехом….*вот только куда после «там, наверху» денут столько прекрасных грешниц?

Но довольно слов. Считаю, что пьеса Буковски и поставлена и сыграна блестяще, что она своевременна и актуальна, что этой работой театр может гордиться. Но к просмотру её не посоветую, потому что не каждому это под силу. И такое же мнение высказывали многие, в том числе, подруга, которая была со мной. И даже отличный кофе и беседы о весне, любви и детях не могли нас отвлечь не только в тот вечер, но даже и на другой день.

Так что, если кто в поисках весёлого и музыкального, такого, чтоб забыть или перестать замечать то, в чём живём, то не ходите на «Гостей» в Другом театре – найдите что-то иное, «своё». Я не в осуждение или наставление! У меня точно такая же потребность в светлом, искреннем, ироничном, но жизнелюбивом и радостном…и за этим я хожу, например, по многу раз на одни и те же спектакли в театр МОСТ….мы все устали от быта, от «не-игры» в выживание….но кто-то должен решиться и назвать всё и всех настоящими именами…мне кажется, на это решился «Другой».