«ДЕТИ ВЫДРЫ» — Первое исполнение в Москве!

Автор: | 05.03.2012

Как-то, ещё в детско-подростковом возрасте, лет в 13 а может, в 15, с искренней досадой высказалась о том, что «Вот повезло современникам Бетховена, Моцарта, Грига и других – хорошо им было жить в эпоху великих. А что у нас?»

Конечно, высказывание то было забавным и наивным. Помню, что «историчка», которой это говорила, долго, чуть не до слёз, смеялась, а после объясняла, что каждый век даёт своих Великих, что просто современникам не всегда дано это величие осознать, и что пройдут не годы – столетия, и кто-то признает великим, вот может даже Н., сидящего со мной за одной партой.

Ну, сто лет мне просто не прожить. И не знаю, как сейчас и чем занят «Н», но будучи внимательной к современникам, уже сейчас могу назвать ряд имён, достойных списка великих….есть в нём и композиторы.

Владимир Мартынов. Философствующий композитор-пилигрим, породивший термин – «антикомпозитор» и утверждающий, что эпохе композиторов пришёл конец….Владимир Мартынов – композитор, имя которого непременно войдёт в музыкальные энциклопедии, и которого слушатели более поздних столетий будут звать классиком 20-21 столетий… Для меня его открыл другой Великий — Юрий Любимов, хоть  сочинения Мартынова, как многие из вас, слышала и прежде — в  кинофильмах, но вот «расслышать» помогли постановки  Любимова. У них получилось совершенно невероятное творческое равенство двух Великих.

Осенью обнаружила в сети очень странное сочинение Мартынова к не менее странным  «повестям» В. Хлебникова «Дети Выдры» и «Зангези».

«…Озирая курган прежних спутников, одинокое солнце закатывается в грустных облаках.
Покачивая первые дни золотого счастья, Матерь Мира — Выдра показывается на волнах с рыбой в зубах и задумчиво смотрит на свои дела.
Первый дым — знак жизни над той пещерой, куда привел их мотылек….
Дети Выдры сидят у костра вдвоем и растапливают свои восковые крылья. Сын Выдры говорит, показывая на белое солнце: «Это я!»
Черный конь морских степей плывет, летит вода из круглой ноздри около круглого глаза. Кто-то сидит на нем, держа в руках слоновую доску и струны.
То первые дни земного быта.
Крупный морской песок. Ребра кита чернеют на берегу. Морские кони играют в волнах. Одинокий естествоиспытатель с жестянкой ходит около них, изучая мертвые кости кита. Дочь Выдры берет в морскую раковину воды и льет за воротничок ученому. Он морщится, смотрит на небо и исчезает.
Небо темно-серое. Дочь Выдры окутана волосами до ног. Дождь. Письма молнии. Прячась от нее, они скрываются в пещере. Небо темнеет. Крупные звезды. Град. Ветер. Площадь пересекает черный самобег. Дикие призывные звуки. Здесь стон разбившегося насмерть лебедя и дикое хрюканье носорога. В темноту брошены два снопа света, из окна наклоняется истопник в шубе и, протягивая руку, кричит: «Туда», — и бросает на песок сумку. Страшный ветер. Дрожа от холода, они выходят, берут привезенные одеяла. Они одеваются. На нем пуховая шляпа. Дочь Выдры в черной шубке; на ней голубой чепец. Они садятся и уезжают. Бородатый людоконин, с голубыми глазами и копытами, проходит по песку. Муха садится ему на ухо; он трясет темной гривой и прогоняет. Она садится на круп, он поворачивается и задумчиво ловит ее рукой….» (В.Хлебников, Дети Выдры)

После, признаюсь, пиратского, скачивания прослушала её, не знаю, сколько раз и кажется, выучила наизусть и могу уже без запинки исполнить сама (конечно, увы, только «внутренним» голосом) … и вот, 19 марта, в Концертном зале им. Чайковского, в Москве впервые состоится ЖИВОЕ исполнение оперно-хоральной этно-притчи Владимира Мартынова, «Дети Выдры»!

19 марта 2012 года, 19.00
Концертный зал имени П.И.Чайковского

Этно-музыкальный проект
«ДЕТИ ВЫДРЫ»

Музыка Владимира МАРТЫНОВА
Тексты Велимира ХЛЕБНИКОВА
(первое исполнение в Москве)

Исполнители:
Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» Московской филармонии
Художественный руководитель, дирижёр и солистка —
народная артистка России
Татьяна ГРИНДЕНКО (скрипка)

Ансамбль «ХУУН-ХУУР-ТУ» (Тува)

Академический хор «Млада» (г. Пермь)
Художественный руководитель —
заслуженный работник культуры России
Ольга ВЫГУЗОВА

Ансамбль «Opus posth.»

Владимир МАРТЫНОВ
(фортепиано)

Художественный руководитель проекта — Татьяна Гринденко
Продюсер — Александр Чепарукин