«Фиктивный брак» или, почти о жизни на Марсе, в России и в СССР…

В субботу 14-го побывала на вечере Театра Мост и писателя Войновича. Вечер получился в 3-х актах без антрактов. Без антрактов не чтоб «не разбежались», а чтоб раздвинуть рамки отведённого времени.

В первом – новая постановка театра, спектакль «Фиктивный брак» по пьесе В.Войновича.

Во втором – вопросы и ответы, при том, вопросов было столько, а ответы на них такие, что могла получиться отдельная программа.
В третьем – Войнович (мало, очень мало…теперь вот надо бежать в магазин за собранием сочинений).

Так и не хватило времени задать вопрос, какой писал и видел автор свою пьесу и насколько то, что получилось у Славутина, совпало с его видением. Что касается постановки, то она получилась пронзительно грустно-смешной. Грустно было всё, что окружало и в чём жили герои и общество. До слёз смешными были их диалоги. Сами же они были прекрасными, чистыми и достойными любви и счастья. *Содержания пьесы до просмотра не знала и до финальной сцены только и желала героям «правильного конца». И кажется, будь он иным, не простила бы такого автору.

О постановке. Не догадалась засечь, как долго идёт спектакль (это была гостевая версия, а в домашней, в той, которая на сцене театра, есть ещё и второе действие по пьесе К.Булычёва). Скорее всего, идёт «Фиктивный брак» минут 40, при этом исключительно в диалогах. Но что это за диалоги!!!

*Заглянула в пьесу, повыдёргивала оттуда, над чем вчера смеялась…вставила в текст цитатами…перечитала и ….убрала. Понимаю, что хоть смешно, да не то. Нужна ТА подача и ТЕ интонации. Вот основное отличие трудов драматургических от прозы, что драматурги, конечно, пишут, но жизнь в их пьесы вносят актёры и режиссёры. И судьба их произведений зависит от их прочтения. Здесь как жизни человеческой, очень вжно правильно пожениться.

Уже говорила и повторюсь — славутинские постановки надо записывать на аудио. По крайней мере, записанный в ужасном качестве на отвратительный диктофон Дон Кихот по пьесе Коркии я уже прослушала неоднократно. Теперь сожалею, что в спешке не заготовила никакого записывающего устройства и на этот раз.
Интересно, как под крышей одного театра уживаются два таких разнополярных по стилю режиссёра . Работы Долмазяна полны движения, красок, каких-то шумовых эффектов. Они площадны и экстравертны и кажется, что невозможны в записи. Работы Славутина «раковично-интровертны». Даже в переполненном зале (а и на гостевой встрече в Еврейском центре зал опять был переполнен), ощущение камерности и того, что ты один на один с героями, что ты с ними «в доле» по части переживаний – «ты для них, они для тебя». Мне кажется, что ограничь Славутина 6-ти метровой кухней, этих ограничений он и не заметит. Мастер.

Но это я отвлеклась в своих рассуждениях.
Интересно, что роль Отсебякина досталась Алексею Нестеренко ещё до того, как Славутин затеял постановку. Всё началось с читки пьесы в одну из литературных сред , в которой принимал участие Владимир Войнович (теперь я вспоминаю, что даже публиковала анонс к той встрече, но быть на ней, почему-то не смогла). Так Алексей Нестеренко и «вытянул счастливый билет» – роль Отсебякина, с которой так блестяще справился.
А вот с Надеждой (Марианна Лемешко) всё, по видимому, было не так просто. Не хватило времени узнать, как пришла к этой роли Марианна, но и для неё, и для пьесы (а значит, и для театра) это просто прямое попадание в образ . Актёрский дуэт получился замечательный – живой и достоверный.

О героях.
Отсебякин – 42-х летний инженер-электрик, имеет диплом, авторское свидетельство на изобретение и рекомендацию в партию. Умеет думать и говорить. И думать, ЧТО говорить, тоже хорошо умеет.

Надежда – женщина современная. Не столь образованная, как Отсебякин, и по жизненным обстоятельствам возможно, не настолько приличная, но скромная, добрая и тактичная от природы. В силу недостаточной образованности часто говорит о том, что видит и то, что думает, чем и привлекает и отпугивает своего новоявленного супруга….фиктивного.

На фиктивный брак каждый их этих двоих пошёл по своим причинам. А вот причины, по которой в конце пьесы эти двое сблизились и породнились общие и для них, и для всех нормальных, живущим не на Марсе, а здесь, на такой, какая есть, Земле, в такой, какая была у них (и всё продолжает быть у нас) стране.

А на вопрос о жизни на Марсе ни эти двое, ни Войнович со Славутиным так и не ответили. По сути, они вообще ни на какие вопросы не ответили и не отвечали. Они только спрашивали….о жизни, но не о жизни на Марсе. Спрашивали корректно и очень интеллигентно, на прекрасном русском языке. Так, как умеют спросить в этом театре. А что в зале при этом и плакали и смеялись….ну, такой смех, это иногда тоже ответ.

«Вообще, я считаю, в целом все идет нормально. Очень много построено всяких крупных вещей.» (с), /инженер Отсебякин из пьсы В.Войнович, «Фиктивный брак», 1982 год……..и……..» «Единая Россия» «сделала много достижений» — нашистка Света, 2011-ый…..* смеяться или плакать?

О втором отделении, заменившем антракт. Вопросов было чуть не по числу зрителей (а может и больше), но времени и микрофонов на всех не хватило. Битвы за микрофон не случилось лишь по причине заметной воспитанности публики и столь же заметной жёсткой воле ведущего и модератора. Это вообще характерно для встреч, которые (регулярно) проводит этот театр. Возможно, сказывается его универское прошлое — в прошлом универские были именно такими – смелыми, дерзкими и свободными (надеюсь, что и сегодня они такие…но просто не знаю).

И вопросы, и ответы звучали интересные, не «для галочки», но была без диктофона, потому приводить их не стану, боюсь переврать. Лишь скажу, что на мою «критику» в адрес режиссёра, что не дал исполнительницы роли Надежды (напомню, Марианна Лемешко) проявить и вокальный свой талант, Славутин ответил, что отказ от использования вокальных талантов Марианны Лемешко был продуманным и очень сознательным. Нельзя было «перебрать» и позволить одному таланту Лемешко соперничать с другим.

Да, конечно, он прав. Но услышать Марианну хотелось, уж больно хорош её голос и невероятно богато интонациями её пение. Ну да будет если случай, дам всем знать )

В третьем отделении был Владимир Войнович…и опять же – мало, мало, мало. Увы, но кроме Чонкина у Войновича ничего и не читала. Не знаю, почему, так как этот самый Чонкин мне, помню, понравился. Может, просто на тот момент не было больше из его работ под рукой ничего, а может, заслонили его от меня другие авторы. Так что, этот вечер стал для меня ещё и вечером открытия совершенно нового (для меня) автора.

Прежде и не знала, что Войнович не только писатель и драматург, но ещё и поэт песенник (в «Фиктивном браке» кстати, «по радио» звучат песни на его стихи). Оказалось, что Владимир Николаевич автор текстов более чем к 40-ка песням, среди которых – «Песня космонавтов». Но сам Войновичк своё песенное творчество, похоже, всерьёз не принимает, впрочем, как и свои непесенные стихи, отдавая приоритет прозе и драмматургии.

Не помню, из зала попросили или же Славутин подтолкнул, но зачитал Вл.Ник. написанный им Гимн РФ… народ в зале всхлипывал горьким смехом. Естественно, что вернувшись домой, отыскала их немедленно (делюсь).

Гимн Российской Федерации (Проект)

Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье великая Русь:
Но долго ли будет она неделимой,
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трехцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.

полный текст гимна здесь

Ещё узнала, что с 25 января по 23 февраля этого года, в Театральной галерее на Малой Ордынке, дом 9 (территория дома-музея Островского) пройдёт выставка «Владимир Войнович. Образы и слова».

И последнее! О площадке, на которой проходила встреча.  О том, что в Еврейском культурном центре на Большой Никитской уютно, приятная атмосфера и часто проходят интересные вечера, мне слышать доводилось. Но вот заглянула туда впервые вчера. Очень, очень, очень славное место! Проверила и теперь смело могу рекомендовать.

Очень интересный проект <Лекторий «Прямая речь» > — публичные лекции на гуманитарные темы. Из ближайших тем и имён — завтра, 16 декабря, в рамках летория Лекция концерт Михаила Аркадьева, 19 января — Дмитрий Быков с лекцией «СССР — страна, которую придумал Гайдар»,