L’amour или «Ля-мур»? За последним в Большой театр (

Автор: | 10.01.2012

С детских лет полагала, что Большой, по части оперы и балета,   главный в стране и один из главных в мире.  Государственный, академический, да ещё и Большой. *Это позже я узнала, что ещё есть Мариинка, Пермский, Новосибирский, Станиславского,  Покровского, Геликон и другие…

Долгие же годы оперу и балет относила к жанрам заоблачно элитарно-интеллектуальным, но оказалось, что  достаточно повзрослеть и подустать от наигрыша, присущего сегодня многим драматическим театрам, и оперно-балетная условность окажется очень условной. Условность перестала быть основным отличием музыкального от театра драматического и на первое место вышли профессионализм  и «высокие темы».

В самом деле, артисту театра музыкального профессиональная подготовка просто необходима и никак  не обойтись обаянием и какой либо поддержкой извне (что в драматических  театрах мы наблюдаем  сегодня часто). И «воспевать» фантазии неумных клерков тоже было бы даже не забавно.  Театры оперы и балета стали в моих глазах хранителями и певцами вечных человеческих ценностей. Большому в этой миссии наивно отводила место в авангарде.

На календаре 30-е декабря. Елка и салаты? И они, и весь мир обождут! В преддверии Нового года я встречаюсь в Большом театре с детства любимой героиней …. Я ИДУ НА КАРМЕН!!!!

Не вспомню, сколько раз прокрутила любимые мелодии в в записях.  И на русском, и на других языках. Помню Карман в исполнении  Образцовой, Калас, Мишель. Купаясь в звуках их голосов я всякий раз восхищалась образом роскошной и свободолюбивой цыганки, особо не задумываясь о сюжете истории. Моё восприятие Кармен отлично иллюстрируют стихи  Блока

Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе — лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!

И в зареве его — твоя безумна младость…
Всё — музыка и свет: нет счастья, нет измен…
Мелодией одной звучат печаль и радость…
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Но…но где, где в постановке Большого та, что горит сама и способна не просто встревожить, но и сжечь?Не знала, что можно так «переписать» историю… И музыка ведь вроде всё та же,  но…но о другом и даже, в другом жанре. Как-то гламурненько-модно  – такой, то ли, мюзикл, то ли просто, музыкальный спектакль.

На сцене красивая моделль с обложки какого-то «модного» журнала… и голос её тоже кажется красивым, но эмоционально о чём-то другом (может, так французский воспринимается?)…да,  и совершенно сумасшедший топот ног по сцене (неужели на репетициях они этого не слышат и  им никто не говорил об этом ранее?). Музыка как была, так и есть прекрасная, но звучит, словно не живое исполнение, а запись и вроде как отдельно от голосов певцов (впечатление, что в каком то очень хорошем  баре с караоке).

Неожиданно тронул образ Микаэлы (Лолита Семенина), который прежде особо интересным не казался. В ней была естественность, противопоставленная (мной) дешёвой акулистости Кармен. Хосе не произвёл никакого впечатления и осталось чувство лёгкого недоумения – зачем такой чудной девушке он такой «никакой»….

Но и это всё бы ничего, да только на прекрасном французском «ля-мур» звучал совсем не про любовь…в моём восприятии это было что то вроде  «по мотивам известной оперы «Кармен». Ощущение некой гламурной рыночности а то, что скрывала за лёгкой полуулыбкой Кармен Образцовой вдруг обернулось «свободой выбора»… всё не то и не о том, за чем шла и о чём желала услышать в преддверии праздника.

Возможно, стоило бы разобрать вокальные партии, но я никогда не относила себя к знатокам этого жанра и всегда воспринимала любое театральное и оперное действо,в том числе,  как нечто цельное. Вот это «цельное», именуемое в Большом «Кармен» мне как раз не понравилось.

*Не могу сказать, что вся рядом сидящие полностью разделили моё мнение. Криков «Браво» было достаточно…но я рассказала своё.

Дирижер-постановщик — Юрий Темирканов
Режиссер-постановщик — Дэвид Паунтни

Дирижер – Василий Синайский
Кармен — Светлана Шилова
Хозе – Роман Муравицкий
Микаэла – Лолитта Семенина