МОСТ… Иллюзион… что это было?

«Иллюзион» Георгия Долмазяна сильно озадачил. Попробуйте по критериям, применимым, скажем, к опере, оценить, хотя бы….постановку театра марионеток? Не рассказывайте только, что это далеко не одно и то же – и в том и в другом случае имеет место театральное действо. И там и там – актёры, режиссёры, занавес.
Промучившись с определением жанра «Иллюзиона», махнула рукой. По большому счёту жанровые определения нужны за письменным столом, а в жизни играют роль наши мысли, желания и настроения…я вышла после Иллюзиона влюблённая во всё и во всех, и от Садовой до Театральной шла пешком, пытаясь хоть как-то «законсервировать», сохранить в себе это состояние.
А все последующие дни размышляла, пыталась понять и сформулировать в чём уникальность театра Славутина? Почему, такой (стилистически) далёкий, он так напоминает мне Любимовскую «Таганку» далёких 80-х? Такие разные, несхожие, чем они перекликаются? Кажется, начинаю понимать, но объясню не в этот раз, позже.
Но вернёмся к «Иллюзиону».
Идея, как написано в анонсе, принадлежит режиссёру, Георгию Долмазяну. Допускаю, что моё понимание может не совпасть с авторским (а такова «се ляви»…после премьеры каждый имеет право на свою трактовку…и на любое несогласие автора можно ответить – что выросло, то выросло, как поставил, так и поняли).
В стареньком кинотеатре (вроде нашего Иллюзиона, каким он был много лет назад), где-то в его последних рядах «засыпает» (мой вариант) какой-то молодой, очень красивый, бесконечно талантливый и конечно, пока не понятый, актёр (само собой француз, раз играет его Илья Кожухарь)…

И происходит с ним что-то невероятное….Что-то, что сперва он принимает за сон, и потому позволяет себе в этом сне ВСЁ! * Боже! До чего целомудренным и прекрасным может быть это «ВСЁ», если придумано и поставлено оно Долмазяном!!!
А был на самом деле, это не сон, а самый что ни есть настоящий ИЛЛЮЗИОН! И в этом Иллюзионе все и всё было прекрасным. И в этой большой иллюзорной игре принимали участие прекрасные герои прекрасных фильмов, сыгранные прекрасными актёрами для совершенных и прекрасных людей, из самых прекрасных стран. И все, все, все – понимаете, ВСЕ в этом иллюзорном мире друг друга любили. Все, если не понимали, то пытались друг друга понять. Все друг друга принимали такими, какие есть. И желали друг другу исключительно мира, счастья, здоровья и любви.
Даже если случайно, из другого, не иллюзорного мира, проникала совсем чуточку недобрая мысль, её тут же сметало и сносило, как несущественную и не имеющую права быть (замечательная, очень тонко и ненавязчиво поданная минутная сцена с американцами, отреагировавшими на мусульманский никаб).

Весь этот «шабаш иллюзий» сопровождается музыкой и песнями из старых любимых фильмов (ещё одно «прекрасно» — я почти не различала, где голоса «экрана», где голоса уже любимых «мостовых»)…И всё это в каком то красочном фейерверке костюмов и движений, которые никак нельзя назвать танцевальными номерами – синтез балета и «сно-сцен-движения» (правда, не знаю, как это называется)… И мы, зрители, тоже были прекрасными. И когда закончился этот сон – все улыбались. И никто никого не толкал, не спешил в гардероб…. и улыбались, улыбались, улыбались.

Вот за что я люблю и ценю этот театр. Любая, рассказанная им история, даже очень печальная, или «на злобу дня», не унижает в зрителе человеческого, не втаптывает в грязь. Но если уж не на «злобу дня», а о нашем, о человеческом, о Вере, Надежде, Любви и Мечте, то  — на все, на полную катушку, в отрыв, по полной, включив в генетической памяти немца, француза, татарина, армянина, грузина, цыгана, всеми ныне гонимого русского…. И тогда рождается Большое Представление Душ Всего Света —  — полный такой интернационал.

Про интернационал не случайно. В спектакле фантастически прекрасные диалоги, но ни одна сцена при этом не нуждается в переводе *шикарная находка режиссёра! Так «давать» такую постановку только со сцены на Садовой будет просто странно. Спектакль необходимо «катать», он того достоин!

«Иллюзионом» театр сделал некий важный, очень важный шаг и кажется, сказал какое-то очень новое и действительно, свежее слово. Давно ожидаемое. Кажется, это не просто синтез…может ли быть, что это новый жанр?

Осмысливаю увиденное и с нетерпением жду новой встречи с театром. Она не за горами – завтра, 13 октября, первый показ «философской клоунады», поставленной мастером – главным режиссёром театра, Евгением Славутиным, по рыцарскому роману в стихах Виктора Коркии «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог».

Но это уже совсем другая история, она «случится завтра» и будет о чём-то другом….

А эту историю закончу словами –

Браве, господа актёры! Браво, театр «МОСТ»!!!